Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » Ю.Г.: Марксизм как научный метод. Диалектический материализм


Ю.Г.: Марксизм как научный метод. Диалектический материализм

Сообщений 1 страница 10 из 13

1

Многие убеждены, что марксизм это теория классовой борьбы и социальной революции в условиях капитализма, однако, это только частное и незначительное приложение к марксизму. Даже общая социальная теория развития классового общества (исторический материализм), с её выводом о неизбежности построения бесклассового общества (коммунизма), это тоже только социальное приложение к марксизму. Тем не менее, зачастую приверженность к марксизму определяется принятием идеи коммунизма как цели развития общества. Однако это формальный и неточный признак, если не сказать ложный. Более правильно говорить, что единственная связь марксизма с коммунизмом в том, что он дал научное обоснование столь древней политической идее.

Марксизм это научный метод наблюдений, предназначенный для естественных наук, его также называют диалектический материализм, и имеет специальное социальное приложение, называемое исторический материализм. Марксизм как метод очень прост и основан на двух основных утверждениях:

1. У всякого наблюдаемого явления есть материальная причина.
2. Все наблюдаемые явления, как проявление единой реальности, имеют между собой диалектическую взаимосвязь.

И если Вы признаёте эти два утверждения как основу научного познания мира то Вы, безусловно, марксист.

Отсюда следует простая истина, что в марксизме нет, и не может быть догматов, так как марксизм не даёт абсолютных истин, это способ получения исключительно истин относительных. Для чего марксизм использует все открытия всей науки и по возможности в полном объёме. Любой догмат как бы его не силились отнести к марксизму, ни чего общего с ним не имеет. При этом наиболее сложным утверждением марксизма будет диалектическое единство наблюдаемой реальности.

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai— веду беседу, рассуждаю) — 1) спор, столкновение противоположных мнений, 2) научная практика познания наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, определяемых внутренними противоречиями, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении.

Это определение, взятое из одной из публичных энциклопедий, достаточно типично и вводит два очень важных понятия: противоположность и противоречие. Хотя в быту зачастую они рассматриваются нами как синонимы, но в практике познания это самостоятельные и очень разные понятия.

Противоположность – это утверждения равной истинности, указывающее на иную грань рассматриваемого явления, например: черное-белое, холодное-горячее и т.д. Противоположности могут сосуществовать совместно как состояния явления равного порядка, кроме того, они определяют множество иных состояний, которые также могут существовать совместно. Например, черный цвет вполне может соседствовать с белым, при этом как границы состояний одного и того же явления, они определяют существование всех оттенков серого, а также всех остальных цветов и их оттенков.

Противоречие – это утверждения, взаимно исключающие друг друга как ложные, на выделенной и ограниченной грани рассматриваемого явления. Например, этот цвет может быть либо черным, либо не черным, т.е. иным и третьего не дано. Рассмотрение противоречий привело к появлению формальной логики (булевой алгебры).

Диалектика рассматривает взаимодействие противоположностей как разницу потенциалов, определяющую движение материи в наблюдаемой реальности. Эта взаимосвязь достаточно сложна и определена законами диалектики.

К.Маркс и Ф.Энгельс начинали разработку этого метода, когда было известно только три закона диалектики заново открытых Гегелем на заре XIX века, сегодня известно пять таких законов. Как утверждают математики открывшие (скорее разыскавшие в древних текстах) два первых закона диалектики, больше законов диалектики нет, но возможно открытие 20 следствий из них. Спорить с этим утверждением не будем, и рассмотрим эти законы в их смысловой последовательности. Кстати эта последовательность также установлена математиками, в процессе поиска основ своей науки.

1. Закон ограниченности полноты. Для рассмотрения любой системы её надо отделить от иных систем, т.е. ограничить, но ограничить во всей её целостности и полноте. В математике это введение нуля, что означало начало математики как целостной системы. Ноль это не просто число, это условное обозначение всей области числовой, а затем и функциональной математики. Именно отсюда вытекают следующие свойства нуля; его произведение с любым числом всегда равно нулю, и на ноль делить нельзя, так как это уводит результат действия за область рассмотрения.

2. Закон единственности начала. Рассмотрение всякой выделенной области начинается с её первого элемента, счет предметов с первого предмета, а путь с первого шага. Кроме того, этот закон совместно с первым законом завершает строительство системы как цельной области рассмотрения. Введение в ноль системы, единицы системы, вводит и действие системы, которые вместе образуют самодостаточную полноту системы рассмотрения, т.е. первоэлемент системы. В математике это (0 + 1), это двоичная система исчисления, которая способна описать (вместить в себя) всё здание математики. Кстати ЭВМ во всех своих внутренних вычислениях используют именно эту троицу.

3. Закон единства и борьбы противоположностей (Гегель). Любое свойство окружающего мира, несет в себе изначальный дуализм – разницу потенциалов, что обеспечивает вечное движение материи. В сознании человека это приводит к функциональному делению этих свойств на «свои» и «чужие», помогающие или мешающие, выполнению конкретной задачи. Однако это деление не устойчиво, то, что при решении одних задач мешает, то при решении других задач помогает. Так, например, мы боремся с трением в подшипниках и иных механизмах, но стремимся увеличить трение для сцепления автомобиля с дорогой. В математике введение понятий «свой-чужой» привело к появлению отрицательного числа и такого действия как вычитание.

4. Закон перехода количественных изменений в качественные (Гегель). Этот закон имеет двойственную природу, с одной стороны он описывает агрегатные, а с другой функциональные свойства проявлений мира. Так если в куске льда (Н2О) увеличивать количество движения его молекул (нагревать его), то он переходит в агрегатное состояние жидкости, дальнейшее нагревание приведёт его в иное агрегатное состояние - газообразное. Но при этом количество воды (молекул), будет неизменно. Теперь если у нас есть только одна капля воды, и мы будем постоянно увеличивать количество воды. Вначале у нас получиться озеро, затем море, далее океан, продолжая увеличивать количество воды и далее, у нас получиться планета. Всё это разные функциональные состояния, нашего отношения к этим объектам как к целостности. В математике использование этого закона привело к появлению умножения и деления, а главное к появлению рациональных и иррациональных (геометрических) чисел.

5. Закон отрицания отрицания (Гегель). Любое вводимое утверждение (закон) ограничивает (отрицает) и (или) разграничивает действие прежних утверждений (законов). Наиболее часто приводится пример с зерном, но он не удачен, так как в нём каждый этап утверждения-отрицания, использует дополнительно иные законы диалектики, а это смазывает картинку. Наиболее правильным здесь будет обратиться прямо к математике. Наиболее просто рассмотреть действие этого закон на изменении системы исчисления. Пока у нас в рассмотрении участвовала только двоичная система исчисления, но обычно мы пользуемся десятичной системой исчисления. Ни одно правило (результат вычислений) не меняется от смены системы исчисления, но форма записи чисел в десятичном исчислении полностью отменяет таковую двоичного исчисления. Возможность столь просто и кардинально менять числовую форму записи позволяет легко доказать что периодические дроби это рациональные числа (конечные дроби) так в десятичном исчислении 1/3=0,3(3), то в троичном исчислении 1/3=0,1 ч.т.д. Для иррациональных чисел, таких n-исчислений найти невозможно. Но математика не ограничивает себя в использовании этого закона, она свободно вводит дополнительные формализованные агрегаты: интегрирование, дифференцирование, логарифмирование, вводит разграничения математики в виде теорем, лемм, аксиом и свойств.

Диалектику как таковую можно в равной степени отнести как к материалистическому, так и идеалистическому рассмотрению реальности, чем в свое время великолепно воспользовался идеалист Гегель. Но существует небольшая проблема, связанная с идеализмом. При столкновении с непознанным, идеалист в рассмотрении реальности очень часто сам себя ограничивает фразой – «на то воля божья». После это фразы идеалист считает свое рассмотрение реальности законченным. Получается, что идеалист стремиться наиболее полно и системно описать уже известное, но не стремиться познать неведомое.

Материалист при столкновении с непознанным может сказать только – «Я не знаю». И далее если возникла потребность, он начинает исследование. К.Маркс эту особенность материализма очень успешно привязал её к диалектике, создав научный метод – диалектический материализм (марксизм).

Теперь в поисках материальных причин явления при описании выделенной реальности, нет ограничений, и всякая выявленная причина может быть рассмотрена как самостоятельное явление, у которой может быть собственная причина. С одной стороны это делает познание бесконечным, а с другой подобным итерационному исчислению, т.е. пошаговым. При этом каждый следующий шаг раскрывает более тонкие материальные причины явления, но не отрицает результат предыдущего шага, сохраняя его истинность. Рассмотрение более тонких материальных причин увеличивает число рассматриваемых явлений в геометрической (или даже факториальной) прогрессии. Это очень сильно усложняло картинку реальности, препятствуя её рассмотрению и пониманию. Единственным вариантом решения этой проблемы стал пятый закон диалектики (отрицание отрицания), позволяющий синтезировать новые объекты рассматриваемой реальности, значительно упрощая систему рассмотрения.

Наиболее полно как алгебраическая запись диалектике подходит гамильтониан.
Гамильтониан для консервативных систем в механике представляет полную энергию (выраженную как функция координат и импульсов), то есть - в классическом смысле - сумму кинетической и потенциальной энергий (противоположностей) системы. В общем случае запись состояния Гамильтониана зависит от избранной стационарной точки отсчёта этой системы и от избранных границ системы.

В диалектике этому соответствует полное описание системы, в первую очередь правило её ограничения и установление точки отсчёта (ноль системы), и далее по остальным четырем законам диалектики, что в итоге даст гамильтониан высказывания. После чего можно применять булеву алгебру.

Рассмотрим диалектические законы через гамильтониан простейшей механической системы состоящей из нескольких объектов. Данным утверждением, мы ввели ограничение полноты рассматриваемой системы, что соответствует первому закону диалектики, но ноль этой системы пока ещё не ввели. Для введения нуля системы необходимо избрать точку отсчета. Мы свободны в выборе этой точки, она даже может совпасть с любым из объектов системы. Но в любом случае при любом изменении точки отсчета изменятся значения координат и импульсов объектов системы, т.е. у нас каждый раз получится новый гамильтониан одной и той же системы. При этом каждая такая форма записи будет отрицать все остальные, хотя это будет описанием одной и той же системы объектов. Это позволяет говорить о виртуальности представления любой системы, в том числе и их совокупности как реальности (виртуальность всякой реальности).

Насколько известно первым эту задачу поставил Лейбниц как общую задачу онтологии, а современное философское обоснование возможности решения этой задачи дал В.И.Ленин. Для максимально полного использования неограниченности познания, которое даёт материализм, было необходимо снять ограничение рассмотрения с виртуальности, как любой системы, так и самой реальности. С чем В.И.Ленин блестяще справился, введя новое понимание материи, что дало новую жизнь очень древней философской школе, теперь по праву именуемую марксизм–ленинизм.

Далее при рассмотрении нашего гамильтониана мы выбираем первый объект системы, а затем к нему прибавляем последующие объекты, т.е. вводим первоэлемент системы – второй закон диалектики.

Поскольку гамильтониан рассматривает взаимодействие, как противоположность потенциальной и кинетической энергии элементов системы это вводит третий закон диалектики единства и борьбы противоположностей.

Как, угодно суммируя элементы системы или дробя их по выделяемым признакам можно создавать её новые агрегаты – новые объекты системы, а это есть форма реализации четвёртого закона диалектики о переходе количества в качество.

Ну и наконец рассматривая взаимодействия между новыми объектами мы используем пятый закон диалектики отрицания отрицания. При этом если вы заметили, эффект пятого закона диалектики присутствует уже на момент выбора точки отсчёта.

В первую очередь диалектический материализм рассматривает все известные нам естественные законы природы (физика, биология и т.д.), и принимает их исключительно как модели действительных взаимодействий. Наиболее развитые из них приобретают форму математических моделей, которые позволяют приближенно рассчитывать технические устройства, использующие такие взаимодействия.

Все математические модели законов природы имеют свои пределы рассмотрения действительных материальных процессов. В случае возникновения комплексных чисел или деления на ноль такие модели считаются несовершенными, так как, они либо выходят на границу области рассмотрения действительного явления, либо вообще покидают таковую. Обычно это свидетельствует об ошибочности гипотезы послужившей основанием для такой математической модели. Но даже несовершенный модели могут давать вполне приемлемый результат при современных технических расчётах, т.е. быть ограниченно полезными.

2

Гы-Гоша написал(а):

Все математические модели законов природы имеют свои пределы рассмотрения действительных материальных процессов

Попытки привязать законы математики к законам диалектики всегда приводит к некой "витиеватости".
В чём тут дело?
Наука (в частности, диалектический материализм) утверждает: понятие ИСТИНЫ – это соответствие понятию ОБЪЕКТА. То есть, ИСТИНУ возможно определить, лишь рассматривая ОБЪЕКТ «целиком» (а не одну его какую-то сторону).

В сущности, любой  ОБЪЕКТ противоречив. У него есть положительные стороны и отрицательные. Между ними происходит борьба. Эта борьба противоречий и есть развитие.

Выходит, если брать лишь одну сторону ОБЪЕКТА (положительную, или – отрицательную), то это – не ИСТИНА. Это – лишь МНЕНИЕ. Это – абстракция.

Мнений может быть много. А ИСТИНА одна. Так обстоит дело в естественных и гуманитарных науках…

И вот вопрос.  А как быть, например, с математическим исчислением? Ну, например: «трижды три – девять». Это – ИСТИНА? Или – всего лишь МНЕНИЕ?

Давайте спросим: чему равна длина вот этой аудитории? Здесь мнений может быть много. Одни говорят: «метров двадцать». Другие – «двадцать один». И т.д. Но появляется «некто» с рулеткой и, измерив длину аудитории с точностью до одного сантиметра, заявляет: «длина аудитории равна двадцать метров двадцать семь сантиметров». Спрашивается: это истина, или – мнение?

Другой пример. Ещё сравнительно недавно считалось, что Земля плоская и что Солнце вращается вокруг Земли (а не наоборот). Тех, кто утверждал, что это не так, объявляли «еретиками» и живьём сжигали на кострах (например, Дж.Бруно) или гноили под домашним арестом (например, Галилео Галилей)… И т.д. В те времена считалось «истиной», будто есть «край Земли» где-то там, за горизонтом.

Но вот появляется «некто», который решает посмотреть: а что же там, за горизонтом? И отправляется в путь.

Пытаясь достичь горизонта, этот «некто» приходит на то самое место, с которого вышел. Только – с другой стороны.

Оказывается, никакого «горизонта»-то и нет.

Спрашивается: это – истина, или – всего лишь мнение?

В чём тут дело? Давайте разберёмся.

Здесь, видимо, следует исходить вот из чего.

Математика явно отличается от других наук. Математика, как бы, замкнута в самой себе. С одной стороны МАТЕМАТИКУ считают «естественной наукой», служащей познанием материального мира. С другой стороны  МАТЕМАТИКА является «независимой наукой», которая развивается по своим собственным законам.  И, стало быть, она непосредственно с материальным миром, как бы, и не связана.
Одним из главных признаков, отличающих МАТЕМАТИКУ от «естественных наук», считается НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ её объектов. И, если  ИСТИНУ возможно определить, лишь рассматривая объект «целиком» (в его противоречивости), то в случае с МАТЕМАТИКОЙ мы имеем дело с непротиворечивостью объектов. То есть, если даже  возникают противоречия между непротиворечивыми математическими объектами, они тоже могут быть доказаны. И, стало быть, становятся ИСТИНОЙ. Здесь, как видим, вопрос об ИСТИННОСТИ сводится лишь к правильности доказательств.

Таким образом, ИСТИНА в математике – это тоже, в общем-то, рассмотрение объекта «целиком». Но, поскольку в математике объект, как правило, непротиворечив (то есть, у него нет отрицательных и положительных сторон), то мы имеем дело, как бы, с идеальностью понятий, что даёт основание считать математические теоремы истинными.

Утверждение, например: «трижды три – девять» (являясь цельным объектом, но непротиворечивым), есть ИСТИНА.

Математика, как видим, не вписывается в общепринятое деление наук на: естественные и гуманитарные. Математика отличается от других наук абстрактным характером и непротиворечивостью понятий (объектов).

«Математические законы не имеют отношения к реальному миру» (Эйнштейн).

3

Nike написал(а):

Попытки привязать законы математики к законам диалектики всегда приводит к некой "витиеватости".

Математика, как видим, не вписывается в общепринятое деление наук на: естественные и гуманитарные. Математика отличается от других наук абстрактным характером и непротиворечивостью понятий (объектов).

«Математические законы не имеют отношения к реальному миру» (Эйнштейн).

Жаль, что Эйнштейн не следовал этому высказыванию.

Очень интересный взгляд на проблему, особенно на целостность рассмотрения, что безусловно имеет собственную ценность.

Попробую ответить как можно  короче.

Диалектика не имеет дело с противоречиями, а только с противоположностям (Борьба и  единство противоположностей).

В то же самое время математика имеет дело как с противоположностями например положительные и отрицательные числа, так  и с противоречиями - булева алгебра (формальная логика).

И ещё, любоё отражение мира есть только его отражение, и математика здесь не исключение.

4

Гы-Гоша написал(а):

Диалектика не имеет дело с противоречиями, а только с противоположностям (Борьба и  единство противоположностей).

По-моему, Вы, уважаемый, заблуждаетесь.
Например, противоречия между производительными силами и производственными отношениями (например) приводят к неминуемой смене общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй сменился рабовладельческим строем, рабовледельчество сменилось феодализмом, феодализм сменился капитализмом, капитализм - коммунизмом (социализмом). И всё это (заметьте) - в результате противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия  всегда возникают ОБЪЕКТИВНО (независимо от сознания людей). В результате действия ТРЁХ (а не пяти) законов диалектики.

5

Nike написал(а):

По-моему, Вы, уважаемый, заблуждаетесь.
Например, противоречия между производительными силами и производственными отношениями (например) приводят к неминуемой смене общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй сменился рабовладельческим строем, рабовледельчество сменилось феодализмом, феодализм сменился капитализмом, капитализм - коммунизмом (социализмом). И всё это (заметьте) - в результате противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия  всегда возникают ОБЪЕКТИВНО (независимо от сознания людей). В результате действия ТРЁХ (а не пяти) законов диалектики.


Это не логическое противоречие, а совсем иное динамическое состояние. А когда мы говорим о диалектике и противоречиях то имеем ввиду только логические противоречия.

Если рассматривать  противоречия между производительными силами и производственными отношениями, то имеется ввиду результат к которому приводит различие динамик развития производственных сил и отношений. В этом смысле их динамики противоположны, т.е. мы плавно переходим к единству и борьбе противоположностей.

6

Гы-Гоша написал(а):

Это не логическое противоречие, а совсем иное динамическое состояние. А когда мы говорим о диалектике и противоречиях то имеем ввиду только логические противоречия.

Если рассматривать  противоречия между производительными силами и производственными отношениями, то имеется ввиду результат к которому приводит различие динамик развития производственных сил и отношений. В этом смысле их динамики противоположны, т.е. мы плавно переходим к единству и борьбе противоположностей.

Вы вновь путаете законы математики с законами диалектики, пытаетесь привязать законы математики к законам диалектики
В философии диалектического материализма под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга в составе данного объекта и существуют лишь во взаимной связи, в единстве.

В математике же объект, как правило, непротиворечив (то есть, у него нет отрицательных и положительных сторон). И тут мы имеем дело, как бы, с идеальностью понятий, что даёт основание считать математические теоремы истинными. Математика, как видим, не вписывается в общепринятое деление наук на: естественные и гуманитарные. Математика отличается от других наук абстрактным характером и непротиворечивостью понятий (объектов).

«Математические законы не имеют отношения к реальному миру» (Эйнштейн).

7

Nike написал(а):

«Математические законы не имеют отношения к реальному миру» (Эйнштейн).


Извините за несколько личный вопрос, но *****.

Это поможет мне подобрать для вас систему образов, а то пока вы меня не слышите.

Отредактировано Admin (04.07.2015 21:42:00)

8

Nike написал(а):

Вы вновь путаете законы математики с законами диалектики, пытаетесь привязать законы математики к законам диалектики

«Математические законы не имеют отношения к реальному миру» (Эйнштейн).


Вся хитрость в том, что математика родная дочь диалектики, и соответственно она несёт в себе все её родовые черты.

При этом главным свойством математики является то что это универсальный язык моделирования любых реальных объектов и процессов. Причём качество и достоверность мат.моделей ограничена только нашими знаниями о предмете моделирования.

9

Гы-Гоша написал(а):

Вся хитрость в том, что математика родная дочь диалектики, и соответственно она несёт в себе все её родовые черты.

При этом главным свойством математики является то что это универсальный язык моделирования любых реальных объектов и процессов. Причём качество и достоверность мат.моделей ограничена только нашими знаниями о предмете моделирования.

Никто не запрещает индивиду (с математическим уклоном) рассуждать ДИАЛЕКТИЧЕСКИ. Напротив.  Только тот верно сможет решить математическую задачу, кто рассуждает ДИАЛЕКТИЧЕСКИ.
Но. Не следует пытаться математические законы путать с законами диалектики.

Ещё раз повторю.
В философии диалектического материализма под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга в составе данного объекта и существуют лишь во взаимной связи, в единстве. В математике же объект, как правило, непротиворечив (то есть, у него нет отрицательных и положительных сторон). И тут мы имеем дело, как бы, с идеальностью понятий. Математика, как видим, не вписывается в общепринятое деление наук на: естественные и гуманитарные. Математика отличается от других наук абстрактным характером и непротиворечивостью понятий (объектов).

На мой взгляд, попытка объяснить законы развития природы и общества (ЗАКОНЫ Диамата) математически есть ПОПЫТКА загубить философию как НАУКУ. Это и есть РЕВИЗИОНИЗМ марксистско-лениниского учения.

10

Nike написал(а):

В философии диалектического материализма под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга в составе данного объекта и существуют лишь во взаимной связи, в единстве.


Гы-Гы-Гы

Реальный предмет всегда целостен, и в нём нет взаимоисключающих сторон, он всегда состоит из взаимодополняющих и при этом противоположных сторон, свойств, моментов и тенденций.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » Ю.Г.: Марксизм как научный метод. Диалектический материализм


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC