Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » Основы диалектического материализма.


Основы диалектического материализма.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Никто не может возразить против того, что всё в мире развивается. Многочисленные тела Вселенной, Солнечная система, Земля и всё, что на ней находится, - результат длительного эволюционного развития. Развитие материального мира отражается на развитии сознания людей, их идей, теории, взглядов. И наоборот – совершенствуясь теоретически, идеологически, человек интенсивнее воздействует на окружающий мир, проникает в бесконечные глубины Вселенной. В реальном мире действует множество законов. Существуют законы неорганической природы и органического мира, законы конкретных (частных) наук.

Но существуют также ОБЪЕКТИВНЫЕ законы развития природы и общества. Познав ЭТИ законы и условия, в которых они действуют, можно предсказать ход исторических событий.

На современном этапе развития науки трудно отрицать, что природа и общество развивается по ОБЪЕКТИВНЫМ законам, открытым учёными-философами.
Основными законами, которые характеризуют картину развития мира, его познания и преобразования, являются:
- Закон единства и борьбы противоположностей;
- Закон перехода количественных изменений в качественные;
- Закон отрицания отрицания.
Это - основные законы философии.

Эти законы дают объяснение всеобщему движению и развитию в объективном мире, показывают его источники и внутренние противоречия. Эти законы раскрывают скачкообразный характер развития и показывают, что прогресс в объективной действительности происходит на основе постоянной замены (отрицания) старого новым, на основе борьбы противоположностей. Стройную систему логических законов и категорий разработал в XIX веке немецкий философ Гегель. Он сформулировал основные ОБЪЕКТИВНЫЕ законы, по которым развиваются идеи, мысли. Он показал, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в процессе его совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Гегель дал характеристику основным понятиям (категориям) диалектики, показал их взаимную связь, превращаемость друг в друга.

В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности. Противоречивость предметов и явлений окружающей действительности носит всеобщий, универсальный характер. «Одна сторона противоречия… немыслима без другой» (Ф.Энгельс). Противоположности не только предполагают, но и обязательно исключают одна другую. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отмирающее, добро и зло, созидание и разрушение и т.д. В процессе этой борьбы происходит совершенствование, развитие. Борьба противоположностей и составляет основной источник развития окружающего мира: и материи и сознания. «Развитие есть борьба» (В.И.Ленин).

Равновесие противоположностей всегда относительно. Иначе и быть не может. Если бы оно было постоянным, вечным, то в мире не происходило бы никакого развития. Только борьба составляет источник, движущую силу развития. Весь опыт развития науки и общественно-исторической практики людей неоспоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. С возникновением нового развитие не прекращается. Всякое новое не остаётся вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения ещё более нового, передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, т.е. – замена нового ещё более новым (новейшим). Это (новейшее) отрицание снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена старого новым, и есть развитие. Никто не может отрицать, что живые организмы развивались от простого к сложному: от доклеточных форм – к клетке, от одноклеточных – к более сложным животным, эволюция которых привела к появлению человекоподобных существ, а позднее и человека.

Разумеется, здесь речь идёт о философах-учёных (а не о шарлатанах, невеждах, примитивистах, иезуитах и т.д.).

Следует помнить, что развитие происходит не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы «спиралеобразный» процесс с повторением пройденных ступеней, как бы – с возвратом к прошлому. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии…» (В.И. Ленин).

Развитие человечества имеет явный спиралеобразный характер. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общественной собственности на крайне примитивные средства производства. Дальнейшее развитие производства ОБЪЕКТИВНО привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом. Затем рабовладение ОБЪЕКТИВНО сменилось феодализмом, феодализм – капитализмом. На смену капитализма ОБЪЕКТИВНО пришёл социализм – первая стадия коммунизма. По сути, это отрицание отрицания является в известном смысле возврат к исходному пункту развития, но на совершенно иной, качественно новой основе.

Может показаться, что в империалистическом мире существует демократия. Ведь там формально провозглашены и всеобщее избирательное право, и свобода слова, печати, партий и политических группировок и т.д. Но в действительности демократия при империализме (высшей стадии капитализма) лишь обманчивая видимость. Ибо это – ограниченная демократия, демократия только для богатых. Буржуазные идеологи, ограничиваясь изучением лишь явлений, утверждают, что в капиталистическом обществе нет никакой эксплуатации, что рабочий сполна получает от капиталиста заработанное. С их точки зрения, источником получения капиталистической прибыли является не эксплуатация рабочих, а сам капитал, вложенный капиталистом в производство.

В действительности же всё происходит совсем иначе.

Давайте разберёмся.

Для того, чтобы существовать самому и содержать свою семью, рабочий вынужден продавать капиталисту свою рабочую силу. На первый взгляд между рабочим и капиталистом совершается обычная сделка купли-продажи. Рабочий продаёт, а капиталист покупает его рабочую силу. Рабочий трудится, а капиталист платит ему заработную плату. Такова видимость (явление) «равноправной» сделки между капиталистом и рабочим. Ссылаясь на неё, буржуазные идеологи и приходят к ложному выводу об отсутствии эксплуатации при капитализме. Они не видят истинной сущности капиталистического производства.

В действительности же за явлением (видимостью «равноправной» сделки между капиталистом и рабочим) скрывается эксплуататорская сущность капиталистического производства. Дело в том, что рабочая сила есть особый товар – способный производить материальные ценности. Капиталист оплачивает только часть стоимости продуктов, произведенных рабочим, а другую часть присваивает. Именно в этом и заключается источник капиталистической наживы.

Сущность капиталистической эксплуатации была открыта Марксом. Это открытие позволило вскрыть основу антагонизма между буржуазией и пролетариатом, показать  объективную неизбежность борьбы между ними, которая ведёт к неотвратимой замене капитализма более прогрессивной общественной формацией (социализмом).

2

В связи с поступающими вопросами:

1). Первое и единственное сообщение этой темы по своему содержанию, действительно, очень далеко от названия, выбранного топикстартером. Разделяю сомнения тех, кто не уверен, что дальнейшее содержимое этой темы не было бы офтопиком, заслуживающим иного названия.

2). Топикстартер покинул нашу конференцию, причём не при самых благоприятных обстоятельствах: товарищи подготовили к нему иск в порядке суда партийной чести. В соответствии с Регламентом я как Админ, т.е. высшая апелляционная инстанция, не вправе предпринимать каких-либо действий, которые могли бы послужить для ответчика поводом к встречным обвинениям в адрес форума. В этой связи я оставляю тему и единственный в ней пост as is, как они есть, не переименовывая, не закрывая и не перемещая.

3). Для справки: в аналогично подвисшем состоянии сейчас находится также тема по критике В.Н.Лебедева, материалы к которой оказались в центре конфликта, инициированного тем же участником.

3

В стартовом посте высказано очень много мнений о философии. Попробуем теперь перейти к собственно философии. Я утверждаю два тезиса, на которых должна строиться философия диалектического материализма.

1. Философия должна быть эмпирична. Никакие примешивания произвольных представлений, мнений, догадок в философию не допускаются.

2. Всякое философское суждение должно быть доказано. Доказано логически, и подтверждено эмпирически. Все, что не доказано, философией не является.

В частности, приведенные три закона диалектики манифестируются, как истинные, но в качестве доказательства читатель отсылается к собственному опыту. Это примерно то же, что сказать, что Солнце вращается вокруг Земли, и для доказательства сослаться на очевидность.

Аналогично, декларируется наличие эволюции, происхождение из простого - сложного, но никаких аргументов в пользу этого не приводится. Однако, второе начало термодинамики в формулировке Клаузиуса неумолимо. И мы вынуждены либо указать физическую причину эволюции, либо согласиться с существованием Всевышнего Творца. Если мы не можем объяснить физику наследственности и изменчивости - грош цена нашей философии, даже если она названа  "диалектический материализм".

Отредактировано Steiger (15.09.2015 21:12:19)

4

Steiger, огромное спасибо! Зачин, которого заслуживает тема с этим названием, возможно, и спорный по сути, но в профессионализме подачи не откажешь.

Надеюсь, что последующее обсуждение Вашего варианта тезисов по основам диалектического материализма будет не менее квалифицированным! Желаю всем участникам конференции вдохновения и неиссякаемых творческих сил при каждом посещении этой темы!

5

Steiger написал(а):

В стартовом посте высказано очень много мнений о философии. Попробуем теперь перейти к собственно философии. Я утверждаю два тезиса, на которых должна строиться философия диалектического материализма.

1. Философия должна быть эмпирична. Никакие примешивания произвольных представлений, мнений, догадок в философию не допускаются.

2. Всякое философское суждение должно быть доказано. Доказано логически, и подтверждено эмпирически. Все, что не доказано, философией не является.

В частности, приведенные три закона диалектики манифестируются, как истинные, но в качестве доказательства читатель отсылается к собственному опыту. Это примерно то же, что сказать, что Солнце вращается вокруг Земли, и для доказательства сослаться на очевидность.

Аналогично, декларируется наличие эволюции, происхождение из простого - сложного, но никаких аргументов в пользу этого не приводится. Однако, второе начало термодинамики в формулировке Клаузиуса неумолимо. И мы вынуждены либо указать физическую причину эволюции, либо согласиться с существованием Всевышнего Творца. Если мы не можем объяснить физику наследственности и изменчивости - грош цена нашей философии, даже если она названа  "диалектический материализм".

Отредактировано Steiger (15.09.2015 19:12:19)


Ну да.. Софистики в оригинале предостаточно. Но, думается, здешний форум не эти тонкости ставит задачей своего исследования.

6

Строгое предупреждение за игнорирование запрета использования верхнего регистра в заголовках, нарочно допущенное вами в двух последовательно открытых темах. Между тем, по данным наших логов перед выкладкой материала с нарушениями вы находились в разделе «Регламент», изучая правила. Испытываете терпение?

При очередном нарушении такого рода вы будете заблокированы на неделю. С каждым последующим нарушением срок блокировки будет расти экспоненциально, вплоть до бессрочной

Администрация


Что такое ДИАЛЕКТИКА?

Всё очень просто.

Прежде всего, надо помнить о том, что многовековая история философии не устранила деления философов на два противоположных лагеря – «материалистов» и «идеалистов».

Поэтому каждому следует сперва определиться: Вы кто? Материалист? Или идеалист?

Если Вы идеалист, Вы будете отрицать ДИАЛЕКТИКУ. Она Вам будет мешать ОБЪЕКТИВНО воспринимать окружающую действительность. Вы всячески станете выискивать в диалектике «спекулятивность Гегеля».

Нужно помнить о том, что мир – БИполярен. Половина человечества несёт людям ДОБРО. А половина – ЗЛО. В мире идёт вечная борьба ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Именно эта борьба и есть источник РАЗВИТИЯ. Борьба между идеалистами и материалистами – один из таких примеров. Например, идеалисты утверждали, что Земля плоская, держится на слонах и черепахе, и что Солнце вращается вокруг Земли (а не наоборот). В ожесточённой борьбе с невежественными идеалистами материалисты (с помощью единственно научного метода познания действительности – ДИАЛЕКТИКИ) доказали обратное. Сейчас идеалисты насчёт этого помалкивают. То, что было доказано (при помощи ДИАЛЕКТИКИ), сегодня всеми воспринимается как аксиома. Идеалисты в очередной раз были посрамлены. Хотя вели себя жестоко: жгли неугодных живьём на кострах (например, Джордано Бруно).

Главная суть диалектики состоит в том, что она УТВЕРЖДАЕТ: для того, чтобы действительно познать предмет, необходимо изучить ВСЕ его стороны и связи. ДИАЛЕКТИКА есть УЧЕНИЕ о «всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Ф.Энгельс).

Объективные законы ДИАЛЕКТИКИ характеризуют общую картину развития мира, его познания и преобразования.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источники, движущие силы развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает скачкообразные, революционные изменения мира,  непрерывное превращение присущих предметам количественных изменений в коренные качественные.

Закон отрицания отрицания описывает поступательный, как бы спиралеобразный характер развития.

7

Перемещено из темы Что происходит с коммунистическими форумами?

Администрация


Вал написал(а):

Вы возлагаете вину за деградацию коммунистического (красного) интернета на буржуазное государство(правящий режим, минпропаганды). Какая же это его вина, если это его, отлично выполненная, работа...

Немного теории.

Надстройка играет огромную роль в общественном развитии. Именно она (надстройка) отражает отношение людей к экономическому состоянию общества (к базису). Через базис надстройка влияет на развитие производительных сил.
Надстройка является порождением идей господствующего класса. «… Тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила» (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч, т.3, стр. 45).  Поскольку при капитализме господствующими в обществе являются буржуазные идеи и учреждения, они используются буржуазией для борьбы с пролетариатом, для увековечения своего господства.
В философии капитализма главенствующее значение приобретают реакционные формы идеализма (широкое распространение получает религия).

«…Старая надстройка в революционную эпоху лопается, а новая создаётся… самостоятельностью различнейших социальных сил…» (В.И.Ленин, ПСС, т.11, стр.134).
Буржуазные идеи и учреждения (надстройка) служат для подавления всех прогрессивных сил для того, чтобы любой ценой сохранить этот базис, предотвратить (или хотя бы отсрочить) гибель капитализма. Таким образом, современный капитализм держится прежде всего потому, что на страже его интересов стоят: буржуазное государство, право, все средства идеологического воздействия, то есть – надстройка.

Руководители буржуазных государств, работники буржуазных учреждений, буржуазные идеологи пытаются внушить людям отсутствие объективного единства (неразрывности) между «экономикой» и «политикой». Из их уст можно часто услышать: «Давайте заниматься только экономикой, без политики». Это свидетельствует о глубоком невежестве таких руководителей. В действительности же ЭКОНОМИКИ без ПОЛИТИКИ не бывает. Это – объективный закон. Базис (экономика) и надстройка (политика) – объективные философские категории, которые неразрывны, но противоречивы.  Единство и борьба этих двух противоположностей есть прогрессивное развитие общественно-экономических формаций.


Персональное замечание за офтопик


Отредактировано марксист (17.10.2015 13:06:47)


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » Основы диалектического материализма.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC