Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Спецхран » Современная учёная о Проекте комплексной программы НТП СССР (1983)


Современная учёная о Проекте комплексной программы НТП СССР (1983)

Сообщений 1 страница 10 из 30

1

Выкладываю данный материал по просьбе товарищей для поддержки темы 1 Проект Комплексной программы НТП, предложенный Андропову академиками.

Обращаю внимание, а то уже были прецедены: Я НЕ АВТОР!!!

Автора зовут Мария Ромахина; кто её найдёт - все вопросы к ней, а не ко мне.

Источник рукописи: сайт «История государства»

Вот их логотип

http://statehistory.ru/img/logo.png

чтобы ни у кого уже не было сомнений, что это типичный современный буржуазный источник. На комплимменты или хотя бы сочувствие в адрес СССР на таких сайтах можно и не рассчитывать :(. Потому я и ставлю текст Марии Ромахиной в раздел "Спецхран", а не в раздел "Теория".

2

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана

Дата публикации 07.10.2014


23 года прошло с тех пор, как распался Советский Союз, и Россия пошла по демократическому пути развития. А каким видели развитие страны в XXI веке в эпоху социализма? В данной статье мы рассмотрим прогнозы «Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы», изданной при Андропове в 1983 г. для служебного пользования, и, по возможности, сравним их с действительными показателями 2005 г., которые были достигнуты уже в России.

Комплексная программа экономического развития СССР состоит из трёх частей: "Основные проблемы развития народного хозяйства", "Социальные проблемы, повышение народного благосостояния и развитие культуры" и "Население, трудовые ресурсы и охрана труда", в которых подробно рассматриваются социально-экономические показатели жизни в стране на 1983 г. Программа разработана соответствующими проблемными комиссиями при Президиуме АН СССР и ГКНТ (Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике). Головными организациями при написании программы являлись Научно-исследовательский экономический институт при Госплане СССР, Центральный экономико-математический институт Академии наук СССР, Институт социологических исследований Академии наук СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР, Научно-исследовательский экономический институт при Госплане СССР.

Отметим, что работа не была издана в типографии, а отпечатана на машинке и затем размножена. Так как эта программа не предназначалась для широкого пользования (в отличие от ежегодных сборников статистики народного хозяйства), можно сказать, что указанные в ней данные наиболее близки к действительной ситуации в стране в тот период. Основные направления социального и экономического развития СССР до 1990 г. были утверждены в 1981 г. на XXVI съезде КПСС. Приоритетными задачами являлись дальнейший рост народного благосостояния, укрепление экономики страны, повышение трудовой активности населения, и, как следствие, наращивание материальных и трудовых ресурсов.

3

http://statehistory.ru/img_lib2/2014/10/1412693493_4afa.jpg

4

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Основные проблемы и задачи развития народного хозяйства

Развитие народного хозяйства в долгосрочной перспективе было ориентировано на удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей советских людей, решение задач повышения народного благосостояния и социального развития. Правительство ставило перед собой следующие задачи:

- становление бесклассовой структуры общества, устранение наиболее существенных социально-экономических различий между группами населения;

- неуклонное повышение степени удовлетворения потребностей и уровня благосостояния советских людей;

- создание необходимых предпосылок всестороннего развития личности на основе развития основных сфер жизнедеятельности;

- укрепление идейно-политического единства советского общества, совершенствование системы морального воспитания, формирование коммунистической нравственности.

В экономике выделяют два типа воспроизводства. Экстенсивный тип направлен на расширение с использованием дополнительных ресурсов, не меняя технологическую основу. Интенсивный тип, наоборот, рассчитан на рост объёмов производства за счёт качественного улучшения технической и технологической базы. Так как ресурсы ограничены, в долгосрочной перспективе развитие экономики СССР будет стремиться к переходу на интенсивный тип воспроизводства.

5

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Трудовые ресурсы

По данным статистики на 1 января 1981 г., численность населения СССР составляла 266,6 млн чел., из которых 139,2 млн чел. проживали в РСФСР [1]. Советские экономисты планировали постепенное сокращение доли трудоспособного населения - частично за счёт уменьшения числа работающих женщин, так как предполагалось увеличить рождаемость и длительность отпуска по уходу за детьми. Если абсолютный прирост населения в трудоспособном возрасте в 1976-1980 гг. принять за 100%, то в 1981-1985 гг. он составит 30%, в 1986-1990 гг. - 28%, в 1991-1995 гг. - 28%, в 1996-2000 гг. - 61%, в 2001-2005 гг. - 64% [2].

В 1980 г. численность занятого населения составляла 131,5 млн чел., из которых 74,4% были заняты в материальном производстве, а 25,6% – в непроизводственной сфере[3]. При экстенсивном варианте развития планировалось повысить число занятых в материальном производстве с 97,8 млн чел. в 1980 г. до 100 млн чел. в 1990 г., и далее удерживать на этом уровне. Во втором варианте численность занятых в материальном производстве после увеличения до 99,5 млн. чел. в 1985 г. снижается до 97,1 млн чел. в 1995 г. и 92,4 млн чел. в 2005 г. Существенное повышение доли трудящихся, занятых в непроизводственной сфере, согласно интенсивному варианту, должно было быть достигнуто путем более быстрого роста производительности труда в материальном производстве, а также за счет увеличения масштабов вовлечения в сферу общественного труда работников пенсионного возраста.

В перспективном периоде советские экономисты предполагали рост дефицита рабочей силы, и основной проблемой видели дальнейшее высвобождение занятых в сельском хозяйстве. При этом, несмотря на то, что в целом доля занятых в сельском хозяйстве СССР в несколько раз выше, чем в других экономически развитых странах, значительное число сельскохозяйственных предприятий, особенно Нечерноземной зоны СССР, испытывало нехватку рабочей силы, в частности механизаторов. Согласно первому варианту, численность занятых в сельском хозяйстве должна снизиться с 27,0 млн чел. в 1980 г. до 25,1 млн чел. в 1990 г. и 21,8 млн чел. в 2005 г. В интенсивном варианте ускоренный рост производительности труда в сельском хозяйстве на основе комплексной механизации производственных процессов приводит к значительно более высоким темпам высвобождения работников из сельского хозяйства. Согласно этому варианту, численность занятых в сельском хозяйстве должна была сократиться до 24,7 млн чел. в 1990 г. и 18,3 млн чел. в 2005 г.[4], что составило бы приблизительно 7% об общей численности населения СССР.

В промышленности в 1980 г. было занято 13% населения, и на перспективный период планировалось сохранение на том же уровне или небольшое увеличение количества рабочих. По данным Росстата на 2004 г., из всего населения численностью 142,8 млн чел. 5% были заняты в сельском хозяйстве и 10% – в промышленности. Это снижение вполне объяснимо, ведь после распада СССР отделились крупный промышленный регион Донбасса и республики, население которые занималось преимущественно сельским хозяйством (Средняя Азия).

Для повышения производительности труда требуется совершенствование технологии производства. Так как изначально экономика СССР ориентирована на высокие темпы увеличения числа занятых, понадобилась бы её коренная перестройка в соответствии с новыми условиями формирования ресурсов труда, для чего необходима разработка трудосберегающей техники и технологии, внедрение их в производство взамен старых. Новая техника и технология прежде всего должны были обеспечить общее сокращение численности работников, занятых ручным трудом, особенно малоквалифицированным и Физически тяжёлым трудом. К началу 1980-х годов в материальном производстве было занято ручным трудом свыше 50 млн. чел., в том числе около 55% работников промышленности и около 65% работников строительства. Основными направлениями сокращения ручного труда предполагались механизация подъемно-транспортных и складских работ, где в начале 1980-х гг. было занято около 9 млн чел., и механизации сборочных работ, где было занято около 8 млн чел.

Ещё один способ увеличить эффективность использования трудовых ресурсов – повысить интенсивность труда и снизить потери рабочего времени. Составители программы полагали, что для этого нужно как можно больше заинтересовать работников в результатах производства, усовершенствовать системы оплаты труда, материального и морального поощрения. Снижение потерь рабочего времени прежде всего нужно было осуществлять при помощи мероприятий по ликвидации прогулов, неявок с разрешения администрации. Значительный резерв времени освобождается, если уменьшить неявки на работу по болезни. Однако все эти меры требовали существенных изменений в организации труда на местах, обеспечения и поддержки режима труда работников, занятых в производстве и сфере обслуживания населения.

Анализ предприятий различных отраслей промышленности в 1983 г. показал, что только внутрисменные простои составляли 15-20% рабочего времени. Соответственно, сокращение или полная ликвидация подобных простоев привела бы к значительному повышению интенсивности труда. Также экономически выгодными формами занятости являются маятниковая миграция и вахтовый способ обеспечения кадрами. В настоящее время мы как раз наблюдаем популярность этих способов. Провинция не может обеспечить все население достойно оплачиваемой работой, и многие уезжают работать вахтовым методом в крупные города, на север страны.

Итак, согласно комплексной программе развития поставленных задач предполагалось достичь в результате технического переоборудования основных фондов народного хозяйства СССР, повышения интенсивности труда, снижения потерь рабочего времени и улучшения организации труда, а также расширения возможностей межрегиональной миграции рабочей силы.

6

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Профессиональная подготовка кадров

Во время составления плана в области образования и подготовки кадров существовали следующие проблемы:

- сохранение определённых пропорций между численностью различных категорий работников (квалифицированных рабочих, специалистов со средним специальным и высшим образованием) для эффективного использования трудовых ресурсов;

- достижение баланса в системе образования по формам подготовки кадров (типы учебных заведений, формы обучения) и видам их специализации (по профилю и уровню их знаний).

Эти проблемы сохранялись и в перспективном периоде. Также намечалось усиление тенденции к сокращению доли работников с неполным средним образованием в общей численности занятого населения (1960 г. - 26%, 1990 г. - 16%, 2000 г. - 8%, 2005 г. - 5%). По данным Росстата, в конце 2004 г. в России численность занятого населения с основным средним образованием (9 классов) составляла 6,2%, а с полным средним образованием (11 классов) – 22,6%. [5]. При этом следовало постепенно устранять существенные различия в уровнях и качестве образования в разных районах страны, в городе и на селе, различия в качестве подготовки выпускников средней школы, средних профессионально-технических училищ и техникумов, улучшать обеспеченность специалистами в территориальном разрезе, максимально приблизить расположение центров подготовки специалистов к местам их будущего использования. Отмечалась слабая развитость системы профессиональной ориентации, учащиеся были недостаточно заинтересованы в результатах обучения.

В перспективном периоде опережающими темпами должна развиваться система профессионально-технического образования (средние ПТУ и технические училища). При расширении сети ПТУ необходимо было улучшить их материальную базу, повысить обеспеченность квалифицированными кадрами, совершенствовать практику размещения сети ПТУ по территории страны, более полно учитывать потребности в работниках соответствующей квалификации для непроизводственной сферы народного хозяйства, укреплять связь ПТУ с производством. В перспективе при каждом новом и крупном действующем предприятии с численностью работающих в две и более тысяч человек советские экономисты планировали создавать базовое профессионально-техническое училище, что решило бы задачу подготовки всех молодых рабочих в стационарных учебных заведениях. Заслуживал внимания опыт распределения окончивших ПТУ и технические училища не по предприятиям, а на конкретные рабочие места.

Возрастающие потребности в специалистах со средним специальным образованием должны были удовлетворяться за счёт ускоренного развития техникумов, которые в свою очередь нужно комплектовать выпускниками десятых классов. В условиях ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство, уже во время создания плана полученных профессиональных знаний и навыков не хватало работнику на всю жизнь. В перспективном периоде особое значение приобретало создание гибкой системы переподготовки и повышения квалификации трудящихся. Необходимо повысить роль систем стажировки и переквалификации специалистов, расширить и сделать регулярными творческие отпуска. Конечно, разработчики программы не могли предвидеть масштабное развитие компьютерных технологий, которое ускорило научно-технический прогресс в десятки раз. В 2000-х гг. спрос на профессии постоянно меняется, с каждым годом появляются новые специальности, и образовательная система не в силах удовлетворить спрос на них. Таким образом, проблемы, намеченные в СССР, не только не разрешились, но ещё больше усилились.

7

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Инвестиционные ресурсы

В 1970-х годах по ряду причин инвестиционная деятельность начала замедляться. Объём капитальных вложений уменьшился со 142% в 9-й пятилетке до 129% в 10-й. Усилились ограничения со стороны воспроизводства первичных инвестиционных ресурсов (древесины, синтетических смол, пластмасс и др.). При этом машиностроение и строительство оказались не подготовлены к применению прогрессивных конструкционных материалов, что не позволило в полной мере реализовать экономию от их использования. По сравнению с 9-й пятилеткой почти на 10% уменьшилась динамика ввода производственных мощностей, при этом рост капиталоёмкости и фондоёмкости вводимых мощностей составлял в 9-й и 10-й пятилетках 30-50%.

Машиностроение не смогло обеспечить необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве: прежде всего механизацию ручного труда, ускоренное развитие агропромышленного комплекса, химической промышленности, экспортного потенциала. Качество и технический уровень продукции машиностроения и металлургии не соответствовали потребностям народного хозяйства, что вызвало резкое увеличение импорта оборудования. В то же время инвестиционные ресурсы расходовались впустую на создание техники с избыточными параметрами, которые нельзя было полностью реализовать в реальной эксплуатации на предприятиях (качества, направленные на универсальность, стремление к мировым рекордам). Продолжительность строительства превышала норму в 2,6 раза, из-за чего новая техника и проекты строительства морально устаревали ещё до ввода в производственную эксплуатацию.

Нехватка первичных инвестиционных ресурсов, в частности металла, привела к сильному отставанию в развитии чёрнометаллургической промышленности. Замедление динамики строительно-монтажных работ и машиностроения привело к увеличению доли импорта и последующему удорожанию оборудования, таким образом снизив эффективность капитальных вложений.

В 10-й пятилетке значительно вырос импорт металлургического, энергетического, бурового, насосно-компрессорного оборудования, увеличились закупки за рубежом металлообрабатывающего оборудования, полуавтоматических линий и других видов машин и оборудования. Рост импорта резко увеличил нагрузку на сырьевые отрасли, в том числе на топливно-энергетический комплекс. Больше импортной техники стали использовать в нефтеперерабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, в отраслях лёгкой и пищевой промышленности.

Чтобы преодолеть эти неблагоприятные тенденции в инвестиционной деятельности, в перспективном периоде правительство намеревалось ликвидировать несбалансированность производства и потребления первичных конструкционных материалов, замедлить рост капиталоёмкости и фондоёмкости вводимых мощностей, ускорить обновление основных фондов и повысить технический уровень производственного аппарата страны.

Факторами роста капиталоёмкости и фондоёмкости стали увеличение затрат на оборудование и строительные материалы, рост объёмов строительства, смещение строительства в северные регионы и сейсмические зоны. Замедлить темпы роста в перспективном периоде виделось возможным с помощью снижения стоимости единицы мощности отечественного оборудования, разработки более надёжных образцов машин и оборудования, сокращения импорта дорогостоящего оборудования и более рационального использования действующего производственного аппарата.

8

Таблица 1. Возможности замедления темпов роста фондоемкости вводимых мощностей, темпы роста к предшествующему пятилетию, %

http://statehistory.ru/books/Kompleksnaya-programma-nauchno-tekhnicheskogo-progressa-SSSR--na-1986-2005-gody-Osnovnie-problemy-narodnogo-khozyajstva/1407916620_ab6f.png

Источник (ссылка М.Р. №12) КП НТП, «3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства». 2.2.2. Тенденции роста капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей и требования к их замедлению

9

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Энергетические ресурсы

Топливно-энергетической комплекс СССР в 1980-х гг. находился на этапе замедления производства традиционных видов топлива и, как следствие, топливно-энергетических ресурсов в целом. Среднегодовой темп прироста производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 1951-1970 гг. составил 7,2%, в 1971-1980 гг. - 5,1%, если же ориентироваться на материалы отраслевых прогнозов в 1981-2000 гг. его уровень не должен был превысить 2,5%. Данная тенденция являлась результатом дальнейшего роста капиталоёмкости производства в отраслях ТЭК.

В 1961-1980 гг. топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) распределялись следующим образом: снижалась доля ТЭР, направленных на удовлетворение внутренних энергетических нетопливных и сырьевых нужд, и росла доля экспортируемых ресурсов. За указанный период объем экспорта топлива и энергии увеличился в 5,4 раза, в результате чего их доля в общем объеме производства ТЭР выросла на 8% и превысила в итоге 16% [6]. Особенно большой разрыв между производством и потреблением внутри страны сложился для нефтетоплива: в среднем на 1961-1980 гг. экспорт нефти и нефтепродуктов составлял 26% от объема добычи сырой нефти.

Тенденция роста доли экспорта топлива и энергии как в структуре их распределения, так и в общем объеме экспорта сформировалась в условиях высокой обеспеченности экономики СССР топливно-энергетическими ресурсами и высокой эффективности затрат в отраслях ТЭК. Доля продукции этих отраслей в экспорте СССР на двадцатилетие 1961-1980 гг. увеличилась в 2,9 раза и достигла 46,9% его общего объема.

Для экономики СССР было характерно высокое потребление энергии на производстве, что легко объяснялось высокой материалоёмкостью: производство, перемещение и переработка больших объёмов сырья и материалов требуют на всех стадиях соответствующих затрат энергии. Уровень потребления энергии в непроизводственных целях в начале 1980-х гг. на душу населения был в два раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом потребление электроэнергии в сельской местности было ещё в два раза ниже, чем в городах.

Долгое время экономика страны ориентировалась на быстрые темпы роста производства энергии и топлива, преимущественно жидкого и газообразного. Для более экономных энергетических затрат в перспективном периоде требовалась масштабная перестройка всего производственного аппарата. Советские экономисты считали, что для этого нужно:

- повысить темпы электрификации народного хозяйства, при этом использовать все виды топлива, а не какой-либо один вид;

- разработать энергетическое оборудование большой мощности, работающее на твёрдом топливе;

- создать условия, препятствующие увеличению расходов и потерь топлива и энергии, ввести жёсткие требования экономии энергии при проектировании транспортных систем, промышленных и жилых зданий, производственных процессов.

Сдвиги в структуре производства ТЭР, которые должны были произойти в рассматриваемой перспективе, характеризовались прежде всего резким сокращением доли нефти. Вследствие этого в рамках обеспечения общей экономии ТЭР особенно остро стояла проблема экономии нефтетоплива. При сохранении доли экспорта нефти и нефтепродуктов на уровне 1985 г. снижение затрат нефтепродуктов должно было идти в 1986-1995 гг. среднегодовым темпом - 8,4%, в 1996-2005 гг. - 8,6%.

Данные статистики за 2003 г. показывают, что доля нефтедобычи по-прежнему остаётся довольно высокой – 40%. Не менее высоким остаётся и экспорт нефти – больше 50% (в 2003 г. из 602,5 млн т добытой нефти на экспорт ушло 325,8 млн т)[5].

10

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Потребительские ресурсы

В начале 1980-х гг. свыше 60% объёма фонда потребления формировалось за счёт продукции отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Несмотря на меры, принимаемые для усиленного развития сельского хозяйства, объёмы производства снижались. Так, в 10-й пятилетке отклонение между минимальным и максимальным годовым уровнем валовой продукции отрасли в целом составило около 6% (а по зерну - около 80%). Неразвитость инфраструктуры не позволяла создавать страховые запасы в наиболее урожайные годы (ёмкость зернохранилищ в 1980 г. составила немногим более 150 млн т), что, вместе с ограниченной пропускной способностью транспортной сети, приводило к увеличению потерь. Также намечалась тенденция снижения продуктивности животноводства, дефицита рыбной продукции. В связи с сокращением абсолютных объёмов улова рыбы, величины душевого потребления рыбы и рыбопродуктов в 1977-1981 гг. были ниже уровня 1976 г.

Лёгкая промышленность также испытывала трудности. Из-за непривлекательности фасонов и низкого качества пошива многие швейные изделия отечественного производства не пользовались спросом, в то время как аналогичное импортные товары раскупались. Несоответствие ассортимента и качества товаров спросу населения явилось одной из основных причин образования не только избыточных запасов, но и запасов неходовых и залежалых товаров. Так, в общем объеме неходовых и залежалых товаров доля изделий, выпущенных более пяти лет назад, повысилась с 23% на I октября 1978 г. до 46% на 1 октября 1981 г. В общем объёме производства новые модели составляли всего 7,2%. Низкое качество советской швейной продукции также сказывалось на спросе. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. торговая инспекция ежегодно отбраковывала 15% кожаной обуви, более 13% швейных и 10% трикотажных изделий [7].

Ограниченность масштабов производства, медленное обновление и расширение ассортимента привело к ориентации на завышенные сроки службы большинства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (ТКБНХ). По данным Министерства торговли СССР, степень удовлетворения заявок на отдельные виды товаров бытового назначения колебалась от 40% до 85%, при одновременном росте нереализованных запасов не пользующихся опросом товаров. Росту ресурсов потребления товаров культурно-бытового назначения препятствовало низкое качество производства. В 1980-1981 гг. торговая инспекция забраковала 25% поступивших по рыночным фондам телевизоров, 20-25% холодильников, 15% мебели, 10% стиральных машин, 10% радиоприемников. Также рост потребления приборов культурно-бытового назначения сдерживали плохая организация их ремонта и технического обслуживания, несоответствия в объёмах производства сопутствующих товаров.

Из-за отставания развития отраслей агропромышленного комплекса в формировании структуры потребления продукции этих отраслей повысилась доля импортной продукции и алкоголя. Удельный вес этих источников в общем приросте потребления продукции отраслей, базирующихся на сельском хозяйстве, в 1980 г. вплотную приблизился к 40%. Если в 9-й пятилетке наиболее интенсивно возрастал импорт изделий лёгкой промышленности, то в 10-й пятилетке увеличился ввоз основных видов продовольствия.

Производство продукции АПК в первую очередь зависело от эффективности сельскохозяйственного производства. Для повышения эффективности требовалось увеличить урожайность и продуктивность, а также улучшить качество сельскохозяйственного сырья, создать системы резервов, возможность оперативного перераспределения ресурсов, обеспечить стабильную инфраструктуру для сокращения потерь сырья.

Так как в целом развитие АПК по мнению экономистов зависело от эффективности использования первичного сельскохозяйственного сырья, для её повышения нужно было принять следующие меры:

- сократить потери на всех стадиях хранения и переработки;

- увеличить глубину переработки исходных сельскохозяйственных продуктов и расширить ассортимент продуктов питания, тканей, одежды, обуви;

- увеличить мощности перерабатывающих предприятий с учетом необходимого резерва для переработки сырья в высокоурожайные годы;

- сократить использование продукции потребительского назначения на технические нужды наряду с рациональной заменой натурального сырья искусственным без снижения потребительских свойств конечной продукции АПК.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Спецхран » Современная учёная о Проекте комплексной программы НТП СССР (1983)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC