Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Спецхран » Современная учёная о Проекте комплексной программы НТП СССР (1983)


Современная учёная о Проекте комплексной программы НТП СССР (1983)

Сообщений 11 страница 20 из 30

11

http://statehistory.ru/img_lib2/2014/10/1412692334_c83b.jpg

Плакат "Перевыполним план по производству товаров широкого потребления!".
Художник А.Добров. Тираж 70 000. Размер 81х53,5. М.:Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), 1960 г.

12

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Для поддержания производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и несколько уравновесить структуру потребления населения комплексная программа развития предполагала выполнение следующих мероприятий:

- повышение качества ТКБНХ, их экономичности в использовании;

- модернизация производства для обеспечения регулярного (в течение пяти-семи лет) обновления ассортимента выпускаемых изделий, удовлетворяющего потребности различных групп населения;

- разработка и выпуск новых видов изделий, в том числе базовых моделей и комплексов товаров народного потребления;

- развитие сфер ремонта и обслуживания ТКБНХ, а также выпуск сопутствующих товаров.

13

Таблица 2. Структура фонда личного потребления

http://statehistory.ru/books/Kompleksnaya-programma-nauchno-tekhnicheskogo-progressa-SSSR--na-1986-2005-gody-Osnovnie-problemy-narodnogo-khozyajstva/1407999746_47f8.png

Источник (ссылка М.Р. №7): очевидно КП НТП, однако именно эта ссылка №7 на сайте "пропала" )) — С.К.

Не менее важным в перспективном периоде являлось направление дополнительных средств на сохранение продукции и её своевременную доставку потребителям. На момент создания комплексной программы развития обеспеченность народного хозяйства СССР инфраструктурой отставало от других развитых стран, в частности США, в 6 раз. По оценкам рабочей комиссии по инфраструктуре величина годовых потерь по причине отсталой инфраструктуры составляла не менее 8% валового общественного продукта. Основными факторами служили невывоз и порча продукции, снижение её качества и потери при перевозках, неподготовленность подвижного состава, плохие дороги, отсутствие необходимых резервов пропускных способностей на транспорте, плохие условия хранения, завышенные эксплуатационные расходы в снабжении, неразвитая, ненадёжная и некачественная связь.

Сейчас, как мы знаем, проблема дефицита товаров решена, но в значительной мере за счёт импорта.

14

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Изменение структуры потребления

За период 1971-1980 гг. значительно выросли общие показатели народного благосостояния. Реальные доходы на душу населения возросли на 46%, фонд личного потребления населения - на 66%. Вследствие этого изменилась и структура потребления населением материальных благ. Так, доля продуктов питания в фонде личного потребления снизилась с 63,3% в 1970 г. до 57,3% в 1980 г., а доля непродовольственных товаров соответственно возросла по товарам лёгкой промышленности (одежда, белье, обувь, ткани) с 23,5% до 24,4%, по товарам культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода - с 4,7% до 7,7%. Доля расходов на платные услуги в бюджете населения возросла с 9,0% до 10,2% [9]. В долгосрочном периоде ставились цели роста народного благосостояния, объёмов потребления и совершенствование его структуры.

Отмечалось растущее потребление алкогольных напитков. Расходы по этой товарной группе в расчете на душу населения в 1970 г. составили 101 руб., в 1975 г. – 135 руб., а в 1980 г. – около 170 руб. Так как это сказывается на качестве трудовых ресурсов, ухудшает условия воспроизводства и здоровья населения и в итоге снижает уровень благосостояния народа, в перспективе предполагалось снизить долю алкогольных напитков в фонде личного потребления не менее чем в 1,7-1,9 раза и переориентировать потребление на слабоградусные напитки. Для СССР характерной являлась большая доля спирто-водочных изделий – 51% в 1980 г. против 15-40% для большинства развитых стран. При этом по потреблению слабоградусных напитков и пива СССР отставал от других стран в 2-6 раз.

Также в перспективе рассматривалось создание более благоприятных условий для организации быта, отдыха, максимального использования возможностей приобщения населения к достижениям культуры и искусства. Так как доступность платного обслуживания населения в городах и сёлах существенно различалась, необходимо было устранить эти различия в масштабах всей страны. Предполагались ориентация сферы услуг на качественное выполнение индивидуальных заказов, максимальное переключение наиболее трудоёмких домашних работ в сферу платного обслуживания, расширение возможностей организованного отдыха населения.

Коренной проблемой как в сфере платного, так и бесплатного обслуживания являлось повышение качества предоставляемых населению услуг. Качество услуг образования, здравоохранения, дошкольных учреждений отставало от возросших потребностей населения и общества в целом. Система общественно организованного бытового обслуживания не учитывала в полной мере запросы потребителей. Таким образом, качественное обслуживание переместилось из общественно организованной сферы услуг (платных и бесплатных) в сферу так называемых частных услуг. Развитие последних - свидетельство недостаточного качества услуг, предоставляемых отраслями общественного обслуживания. Для всех потребительских комплексов актуальна проблема качества.

В перспективном периоде правительство ставило задачу удовлетворить потребности населения в сбалансированном питании, перейти к питанию, насыщенному витаминами, сократить потребление алкоголя; распространить применение товаров длительного пользования для домашнего хозяйства, отдыха и т. д.; обеспечить жильём каждую семью; удовлетворить потребности населения в услугах учреждений образования, здравоохранения и культуры. В дошкольном воспитании предполагалось к 2005 г. обеспечить уровень охвата детей дошкольными учреждениями до 60-70% в сельской местности и 85-90% в городах, снизить нормативы наполняемости групп до 10-15 детей на одного воспитателя.

15

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Финансовый баланс

В экономике СССР основную массу финансовых ресурсов составляли денежные накопления, включающие прибыль государственных предприятий и организаций, чистый доход колхозов, налог с оборота, отчисления на социальное страхование предприятий государственного и колхозно-кооперативного сектора, доходы от внешней торговли и прочие накопления. Преобладающими формами денежных накоплений являлись прибыль и налог с оборота. Их суммарный удельный вес в денежных накоплениях колебался в 1961-1980 гг. в пределах 85-90%.

В 1971-1980 гг. прирост сбережений резко замедлился по сравнению с предшествующим десятилетием. Прежде всего это было связано с повышением цен на потребительские товары и услуги. Тем не менее, оплата труда увеличивалась, вместе с ней росли и налоговые и страховые отчисления.

Таблица 3. Динамика финансовых ресурсов народного хозяйства, валового общественного продукта и национального дохода.

http://statehistory.ru/books/Kompleksnaya-programma-nauchno-tekhnicheskogo-progressa-SSSR--na-1986-2005-gody-Osnovnie-problemy-narodnogo-khozyajstva/1408123206_3dd2.png

Источник (ссылка М.Р. №16) КП НТП, «3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства». 2.8.2. Условия формирования материально-финансовой несбалансированности

16

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


С ростом финансовых ресурсов было неразрывно связано усиление материально-финансовой несбалансированности народного хозяйства, при которой планирование и методы хозяйственного управления ориентированы преимущественно на выпуск и распределение продукции. Подобная несбалансированность оказывает негативное влияние на всю экономику, так как способствует образованию избыточных запасов, распылению капитальных вложений и дефициту всех видов народнохозяйственных ресурсов.

Материально-финансовая несбалансированность проявлялась в постоянном и растущем превышении платёжных средств (безналичных и наличных денег), находящихся в обороте, над общей стоимостью всех материальных ресурсов, так же находящихся в обороте. Среднегодовая величина платёжных средств в народном хозяйстве за 1961-1980 гг. возросла более чем в 6 раз при росте валового общественного продукта в 3,2 раза и национального дохода в 3 раза. Денежные средства на счетах государственных предприятий и организаций в банках за тот же период увеличились более чем в 9 раз. Излишняя величина обращающихся платёжных средств на конец 1980 г. составляла, по оценкам экспертов, не менее 120 млрд руб. В то же время перенасыщение народного хозяйства платёжными средствами сопровождалось созданием (на ту же дату) излишних запасов товарно-материальных ценностей не менее, чем на 40-45 млрд руб. и неоправданных заделов незавершённого строительства в размере не менее 30-40 млрд руб. Общая денежная задолженность государства населению возросла за двадцать лет в 13 раз и к концу 1980 г. составила величину порядка 50% национального дохода (или 75% доходов госбюджета) [8].

Избыток платёжных средств в народном хозяйстве усиливал дефицит основных хозяйственных ресурсов – сырья, материалов, рабочей силы. В свою очередь дефицит приводил к стремлению хозяйственных организаций создать запасы в масштабах, значительно превышающих потребности. Из-за накопления запасов снижался оборот денежных средств предприятий, и в результате появлялась необходимость вводить в оборот дополнительные денежные средства, что ещё больше увеличивало их избыток.

Комплексная программа экономического развития СССР предлагала следующий план мероприятий для преодоления материально-финансовой несбалансированности:

- обеспечить связь движения материальных и финансово-кредитных ресурсов при составлении плана народного хозяйства;

- необходимо провести кредитно-финансовую реформу, направленную на усиление централизации в планировании и управлении денежным оборотом страны. Реформа должна будет разграничить ресурсы государственного бюджета, ссудного фонда банков и собственных финансовых ресурсов объединений и предприятий; формировать доходную часть госбюджета за счёт реализованных накоплений хозяйства, а не за счёт авансовых перечислений; изменить систему кредитования;

- изменить порядок распределения и перераспределения доходов хозяйственных организаций, создающий условие для покрытия издержек за счет банковских ссуд.

17

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Достижение баланса между спросом и предложением

Отсутствие баланса между платёжеспособным спросом и товарным предложением создавало крайне неблагоприятную ситуацию в экономике страны. У населения пропадал стимул к эффективной работе, падала интенсивность труда, качество потребительской продукции. В социальном отношении дисбаланс усиливал социально-экономические различия между отдельными группами населения.

Для достижения баланса к началу 1990-х гг. экономисты рассчитывали создать такие условия, которые мешали бы дальнейшему образованию неудовлетворённого спроса, обеспечить покрытие денежных доходов ресурсами товарного предложения. Предполагалось принять меры в следующих направлениях:

- увеличить объём предложения товарных ресурсов потребительского назначения;

- ограничить рост платёжеспособного спроса (через воздействие на номинальные доходы и сбережения населения);

- активизировать механизмы, балансирующие спрос и предложение.

Все эти меры должны были применяться комплексно, так как по отдельности они не разрешили бы проблему. Кроме того, их требовалось задействовать вместе с мероприятиями по достижению материально-финансовой сбалансированности в народном хозяйстве.

Мероприятия по росту денежных доходов населения необходимо планировать лишь в рамках реально выявленных потребительских ресурсов, при этом предусматривая обязательные резервы на случай невыполнения планов по ресурсам. Ресурсы большинства продуктов питания и некоторых непродовольственных товаров можно было значительно увеличить за счёт резкого сокращения потерь сельскохозяйственной продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и переработки.

Главным условием достижения баланса являлся опережающий рост предложения товаров и платных услуг, ускоренное развитие производства товаров народного потребления и платных услуг, существенное повышение их качества, расширение ассортимента, поиск новых способов увеличения товарных ресурсов и максимальное использование в этих целях как централизованных, так и всех местных источников. Для этого в перспективе предполагалось развитие индивидуального и кооперативного производства, стимулирование подсобного хозяйства, частных услуг, особенно там, где невыгодно использование государственных ресурсов. В более длительной перспективе потребовалось бы увеличивать производство не только наиболее дефицитных товаров и услуг, но и повышать степень удовлетворения разумных потребностей населения по всем их комплексам. При этом следовало учитывать экономические возможности производства и социальную перспективность удовлетворения тех или иных потребностей.

18

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Ещё один способ достижения баланса – расширение каналов расходования денежных средств населения. Здесь в первую очередь предполагалось изменить порядок финансирования строительства. Также в перспективе было обеспечение всех желающих садовыми участками, массовая автомобилизация. Распространение садово-огородных и дачных участков хотя бы до 25% городских семей (против примерно 10% в 1980 г.) несло следующие выгоды: это здоровая форма проведения досуга; база отдыха для семей с малолетними детьми и пенсионерами (в начале 1980-х гг. люди чаще отдыхали на дачных участках, чем в санаториях, домах отдыха и пансионатах); дополнительный источник овощей и фруктов. Кроме того, дачный участок – это крупный источник потребительских расходов на строительные материалы, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (по оценкам экономистов, в 1980-е гг. расходы на приобретение строительных материалов на эти цели могут составить до 1,5 млрд рублей в расчёте на год, а на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода - до 1,0 млрд рублей) [11]. При этом предлагалось ввести ощутимую плату за пользование землёй, а размер наделов увеличить в 1,5-2 раза.

Автомобиль, сопутствующие ему товары и услуги, по рассчётам советских экономистов, могли стать одним из крупных каналов расходования средств населения. Достижение к 2000-2005 г. уровня обеспеченности автомобилями в 35 штук на 100 семей (столько в начале 1980-х гг. имелось в ГДР) требует доведения реализации автомобилей до 3,0-3,5 млн шт. в год, что составит 20-25 млрд руб. розничного товарооборота. Соизмеримую с этой суммой величину могут составить расходы на топливо, обслуживание и ремонт, дополнительные и сопутствующие товары. Заметим, что в 2004 г. в России приходилось 150 автомобилей на 1000 человек.

Также в качестве источника дополнительных расходов денежных средств населения предполагалось распространение различных видов медицинского платного обслуживания: поликлиники, лаборатории по проведению анализов, косметические салоны, стоматологические, физиотерапевтические, массажные кабинеты, грязелечебницы. Рассматривалась возможность развития разнообразных форм платного рекреационного обслуживания, организация различных спортивных секций, курсов и кружков по изучению машинописи, стенографии, вязанию, кройке и шитью и т.д., киноуниверситетов и университетов культуры в масштабах, позволяющих удовлетворять потребности населения во всех этих видах услуг.

Регулирование спроса и предложения включало необходимость проведения реформы розничных цен для создания гибкого механизма изменения соотношения цены, а также совершенствование системы налогообложения – введение прогрессивного налогообложения. Для улучшения ситуации с жильём предлагалась практика временного предоставления государственного жилья на условиях аренды семьям, которые не имеют постоянного жилья (проживают в общежитиях, снимают площадь у отдельных граждан и т. д.).

19

Таблица 5. Состав и использование денежных доходов населения России (млрд руб.; до 2000 г. – трлн руб.)

http://statehistory.ru/img_lib2/2014/10/1412690381_8ed2.jpg

Источник (ссылка М.Р. №5) Россия в цифрах. 2005 г.

20

Мария Ромахина
СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана


Социальные проблемы и пути их решения в перспективном периоде 1986-2005 гг.

В период с 1960 по 1980 гг. в советском обществе произошли значительные социально-экономические и культурные сдвиги. Изменилась структура отношений между городом и деревней, между различными регионами, между производством и потребностями. Возник огромный разрыв между уровнем запросов различных групп общества и возможностями их удовлетворения. Принял крупные размеры неудовлетворённый потребительский спрос, обострился дефицит ряда товаров и услуг, что привело к уменьшению стимулирующей роли оплаты по труду. Получили распространение специфические для ситуации дефицита распределительные механизмы - как официальные (распределение дефицитных товаров по предприятиям и т.п.), так и неофициальные, антиобщественные, противозаконные. Ключевой проблемой общественного развития в перспективном периоде является повышение качества и эффективности использования экономического, социального и культурного потенциала общества.

Для решения этой проблемы необходимо было выполнить ряд задач: обеспечить более высокий уровень трудовой, социальной и культурной активности населения на основе улучшения сфер труда и досуга; повысить уровень благосостояния населения; достигнуть социальной однородности общества.

В перспективном периоде экономисты надеялись устранить социально неэффективные форм труда (то есть такие условия труда, которые приводят к деградации личности в физическом, нервно-психическом и социальном планах) и создать структуру рабочих мест, способствующую развитию личности каждого работника. На 2005 г. представляется допустимым существование ручного, социально непривлекательного труда на уровне не более 5-7% от общего числа занятых.

Предполагалось, что в промышленности и строительстве неквалифицированный труд может быть ликвидирован к началу 90-х годов: масштабы малоквалифицированного труда составят к этому времени не более 10% от общей численности рабочих. К концу перспективного периода требовалось устранить малоквалифицированный труд в промышленности и строительстве и неквалифицированный труд в сфере обслуживания и сельском хозяйстве. Занятость малоквалифицированным трудом в этих отраслях не должна была превышать 5-10% от общего числа работников.

В то же время оставалась проблема с привлечением работников на непривлекательные рабочие места и предлагались следующие варианты решения:

- относительно кратковременное привлечение на условиях всеобщей повинности (направление рабочих и служащих на сельхозработы, плодоовощные базы, стройки, уборку территории). Особой формой такого привлечения можно считать обязательную работу на непривлекательных рабочих местах как условие получения в дальнейшем высокой квалификации, содержательной работы и благоприятных условий труда;

- привлечение и закрепление работников путем компенсирования неблагоприятных условий и содержания труда повышенной оплатой и социально-культурными благами;

- устранение негативных последствий труда на социально-непривлекательных рабочих местах путем сокращения сроков работы на них, перехода от закрепления на таких рабочих местах к мобильности, работников, обеспечивающей улучшение условий труда, повышение его содержания и квалификации.

Составители комплексной программы отдавали предпочтение последнему варианту, так как он не связан с принуждением.

В 1970-1980 гг. механизм компенсации работников, занятых на непривлекательных рабочих местах, включал повышенную заработную плату, различные формы продвижения по службе, преимущества в получении путёвок в санатории и дома отдыха, в обеспечении детскими учреждениями, в улучшении жилищно-бытовых условий. Предлагалось изменить этот механизм: снизить роль заработной платы, оптимизировать режимы труда и отдыха, при этом сохранив преимущества в медицинском обслуживании, лечении и отдыхе.

В области занятости основными социальными и экономическими задачами являлись достижение качественного баланса рабочих мест, повышение трудовой мобильности работников, создание большего разнообразия условий для включения работников в общественное производство. Как вариант для обеспечения эффективной полной занятости рассматривалось создание общесоюзного регистра населения с широким спектром признаков.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Спецхран » Современная учёная о Проекте комплексной программы НТП СССР (1983)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC