Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » ГЧП как форма ГМК: политэкономическая сущность и перспективы


ГЧП как форма ГМК: политэкономическая сущность и перспективы

Сообщений 11 страница 14 из 14

11

Статистика развития ГЧП в экономике Евросоюза

КАРТИНКА!!!

Как видно на графике, после резкого роста европейского рынка ГЧП в 2005 году (с 17-18 млрд. евро до 27 млн. евро), в 2006 году он остался на том же уровне, и после небольшого прироста за 2007 год, в следующем, 2008 году он упал до 24 млрд., а в 2009 рухнул до уровня менее 2003–2004 гг. В 2010 году рынок вновь стал расти, немного превысив уровень 2003 года. На текущий, 2011 год, прогнозируется умеренное продолжение роста, но планка 20 млрд. останется по-прежнему впереди.

За этой динамикой стоят общие проблемы мировой экономики, которая вступила в кризисную полосу. Однако для теории этот «негативный» результат имеет важное, позитивное значение. Динамика, которую мы наблюдаем, опровергает ранее высказывавшиеся предположения, что на развитие ГЧП будет влиять стремление государства отдать частным партнёрам те сферы деятельности, которые являются для него наиболее обременительными с точки зрения бюджетной эффективности.

Одного желания государства здесь мало. Чтобы контракт о создании нового ГЧП состоялся, на рынке должны присутствовать те частные фирмы, у которых уже имеются достаточные мотивы (и прежде всего, ресурсы), чтобы заключить такой контракт.

Процент падения показателей суммарного объёма контрактов по ГЧП оказывается более высоким, нежели у показателей, которые традиционно характеризуют состояние экономики и её конъюнктуры. Следовательно, на данном этапе риск государства, состоящий в необходимости вновь взять на себя то, что ранее было предметом ГЧП (см. выше), показал себя не как вероятность будущего события, а как свершившийся факт.

В пользу ГЧП иногда приводится фактор «deliver budgetary certainty» (с. 14) — то есть, в момент заключения контракта государство чётко знает суммы, которыми оно должно располагать на момент его завершения (public sector will receive known outputs for known costs). Данное утверждение верно лишь в предположении отсутствия риска выхода динамики всего рынка за пределы, являющиеся критичными для жизнеспособности фирмы-партнёра (cost overruns, с. 15). Если с какого-то момента партнёр начнёт нести убытки по этой причине — риск этот возвращается государству.

В расчётах бюджетной эффективности ГЧП важное место занимает анализ ещё одной категории риска, которую принимает на себя частный партнёр. Это — риск, обусловленный наличием у товара (услуги) свойства «жизненного цикла» (life cycle cost risk) . На этом основании партнёры часто пытаются заложить в схему расчётов дополнительные денежные потоки в свою пользу, так что цена услуги при ГЧП оказывается выше, чем при традиционных схемах (там же: Its pricing might looks more expensive than the traditional procurement). Оправдать это повышение частные партнёры пытаются тем, что они принимают на себя риск, который в традиционных схемах риск остаётся за общественным сектором.

12

Оптимизация капитальных и эксплуатационных затрат.

Ситуация, в которой ссылаясь на «риск жизненного цикла» (life cycle cost risk) частники закладывали в расчёты проектов ГЧП дополнительные денежные потоки в свою пользу, из-за чего цена услуги при ГЧП оказывалась выше, чем при традиционных схемах, наглядно проявилась в проектах ГЧП по мусоросжигательным предприятиям, которые представляли, в том числе в России, в середине 2000-х годов. Прежние технологии в части конструкции печей устарели: от печей с грохочущими ступеньками подвижного пода отказываются в пользу цилиндрических, либо технологии сжигания в «кипящем слое».

В тех случаях, когда завод был в муниципальной собственности, бюджет не проиграл. В расчёт Gate fee (платы за приём куба мусора) были заложены и амортизационные отчисления. Которые, поступая на протяжении 15 лет в бюджет, уже сформировали в нём достаточный фонд для реновации на новой технологической основе.

Если же партнёр направляет поток амортизационных отчислений «в свой карман», то оснований требовать повышения платы за услугу под предлогом перераспределения рисков у него нет. Напротив, надо учесть, что вся сумма амортизационных отчислений остаётся, до момента реновации, в его частном коммерческом использовании в качестве дополнительного инвестиционного ресурса. Амортизационный фонд никогда не держится в виде свободного остатка на счёте, а помещается — соответственно maturity (предполагаемому сроку истребования) — в активы, доходность которых даже выше средней в силу долгосрочности.

Напротив: при реализации по схеме ГЧП подобных долгосрочных проектов, в которых объектом капитальных затрат является дорогостоящая и притом абсолютно неликвидная (не допускающая демонтажа и перепродажи для использования в другом месте) техника, следует наиболее тщательно прорабатывать вопросы формирования и амортизационного фонда, и фонда страхования затрат, связанных с прекращением существования фирмы-партнёра. Даже если имущество ГЧП и выведено из-под возможных имущественных исков к фирме-оператору, нерешённость вопроса о персонале внезапно ликвидируемой фирмы — а именно его качество определяет уровень качества работы и управления — может создать большие проблемы.

Как таковые, эксплуатационные затраты предопределены технологией, и в дальнейшем могут изменяться под воздействием известных факторов рынка: цен расходных материалов и рабочей силы. Цены сырья и материалов в данном случае — своего рода «константа». Риск их изменения не зависит от организационной формы предприятия.

Что касается заработной платы, то в бюджетных учреждениях на Западе она обычно ниже, чем на частных фирмах. Следовательно, там создание ГЧП теоретически должно быть более выгодно работникам государственного предприятия, преобразуемого в ГЧП. В России же, наоборот, новая номенклатура госслужащих обеспечила себе гораздо более высокий уровень социальной защищённости, нежели у наёмных работников в сфере традиционных отраслей промышленности и услуг. Отсюда, эффект смены собственника в России может быть для работающего персонала иным, нежели на Западе.

13

Модели развития конкуренции за проекты ГЧП в Евросоюзе

В 2005 году Евросоюз (Комиссия по внутреннему рынку и услугам) приняла документ, определяющий установки в отношении законодательства о государственном заказе и концессиях во взаимосвязи с ГЧП как ещё одной из форм взаимодействия государства и частного сектора («Communication on PPPs and Community Law on Public Procurement and Concessions»). В этом документе изложены взгляды на то, каким образом эти отношения должны строиться на более конкурентной основе.

Компания, которая обеспечивает поддержание автострады в работоспособном состоянии, более заинтересована в том, чтобы регулярно взимать плату за её использование, нежели получать от заказчика прямую оплату от государства. Контракт, предполагающий оперативное управление таким объектом, обычно заключается в форме концессии (буквально — «уступки»). При оформлении концессий в сфере услуг государственные учреждения руководствуются общими принципами Договора ЕС: прозрачность, отсутствие дискриминации и пропорциональность, независимо от объекта (автодороги, тюрьмы, мусороперерабатывающие заводы, больницы). Ряд подробных положений принят и для концессий на производство работ.

Трудности могут возникать при оспаривании законности контрактов на основе дискриминации, поскольку этот мотив не имеет достаточно проработанной критериальной базы. Этот же мотив возникает и применительно к правилам, регулирующим оформление ГЧП.
Некоторые участники рынка указывают на необходимость более чёткого разграничения правовых основ концессий, ГЧП и других контрактов частного сектора с государством. По действующему законодательству ГЧП может регулироваться и как концессия, и как публичный договор (последний подпадает под законодательство о государственных закупках).

Например, муниципалитет создаёт в порядке «аутсорсинга» государственное предприятие по обработке бытовых отходами, перепоручая ему функции, которые ранее выполняли собственные подразделения муниципалитета. Эта компания получает контракт, минуя процедуру тендера. Если впоследствии некая частная компания приобретает 49% сформированного таким образом предприятия (как это было в Mödling, Австрия), с точки зрения законодательства ЕС такая схема не является вполне адекватной. Этот прецедент показал, что в отсутствие чёткого понимания пределов допустимого интерес государственных организаций в создании ГЧП может снижаться.

С другой стороны, если бюджетный дефицит государственного сектора нарастает, это создаёт давление в пользу предложений передать частному сектору затраты и риск на основе схем ГЧП. К их рекламе как «эффективных и инновационных» надо подходить с максимальной осторожностью — прежде всего потому, что эффект этот рассчитывается в отношении деградирующего бюджета. Распорядители бюджетных средств в панике отказываются от того, что «давит» на бюджет, не рассматривая ни проработанных альтернатив реорганизации, ни дальних последствий такой приватизации для всего экономического комплекса страны и уровня жизни населения.

14

Rob S. Pierre: выложив этот материал, взглянул на современное положение дел.

Если судить по материалам официального интернет-бюллетеня Public Private Partnerships News, частичная приватизация под флагом ГЧП продолжается полным ходом.

Буквально сегодня, 4 февраля, опубликовано извещение о том, что три частные компании выразили интерес в том, чтобы частично приватизировать транспорт в Греции...

Информационный баннер
http://www.partnershipsbulletin.com/img/upload/54c0ecb154468/Use%20cycle%20top%20Banner.png

извещает о конференции, созываемой 17-21 июня этого года в Ирландии. Из её названия, "PPP cycle challenge", косвенно следует, что нынешний кризис (его констатация скрыта за эвфемизмом cycle challenge) представляет известную "головную боль" для существующих и вновь создаваемых ГЧП.

Нам в этих ГЧП не участвовать ))), но как марксисты мы должны оценить ситуацию с позиции теории ГМК.

Мой вопрос к товарищам:

Является ли развитие ГЧП, как таковое:
- движением в сторону ГМК, поскольку ГЧП = форма сращивания, или
- движением в сторону от ГМК, поскольку ГЧП - форма приватизации, а значит демонтажа государственного сектора


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » ГЧП как форма ГМК: политэкономическая сущность и перспективы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC