Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » Отчуждение от марксизма через отчуждение «по Марксу»


Отчуждение от марксизма через отчуждение «по Марксу»

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В истории общественной мысли категория отчуждения зародилась в русле романтической критики капитализма. Гоббс, Руссо и другие теоретики т.н. «общественного договора», рассматривая акт отчуждения человеком своих прав политическому организму, видели в этом источник порабощения человека и утраты им своей первоначальной свободы. Экономические аспекты отчуждения первым рассмотрел, видимо, Ф.Шиллер, объяснявший «внутреннюю расколотость» человека нового времени последствиями разделения труда. Путь к восстановлению утраченной цельности Шиллер и другие представители немецкого, а также французскогоромантизма видели в эстетической сфере путь. Миру (капиталистического) отчуждения они противопоставляли идеалы целостной патриархальной общинной жизни.

В своей философии Гегель выдвинул категория отчуждения на одно из центральных мест. Эта категория характеризует у него специфическое отношение человека к созданной им реальности в условиях буржуазного правового общества, которое Гегель анализирует, как мир «отчуждённого от себя духа». Здесь действительность предстаёт здесь для индивида как «нечто непосредственное отчуждённое», а самосознание создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, которым отныне оно должно завладевать». Истолкование реального отчуждения, как отчуждения духа, а преодоления отчуждения — как теоретическое осознание его неистинности, Маркс характеризовал у Гегеля как его «некритический позитивизм».

2

В составе научного наследия Маркса и Энгельса никакой «теории отчуждения», как её для пущей важности называют иные не вполне добросовестные интерпретаторы марксизма, нет. Зато можно и нужно говорить о растянувшемся на многие годы творческом процессе, который ещё молодые, начинающие исследователи с ещё не устоявшимся материалистическим мировоззрением смогли по ходу своего становления как учёных расширить круг объектов, исследуемых свозь призму «отчуждения», и углубить понимание этой категории. В результате Маркс и Энгельс под неё свой собственный, уникальный научный фундамент — экономическую теорию марксизма, а также учение о товарном фетишизме.

Начав анализ отчуждения в сфере духовной жизни (религия, идеалистическая философия) Маркс и Энгельс затем расширили область исследования на политическую жизнь (бюрократии, роли государства), и лишь после этого приступили к процессам отчуждения в экономической сфере.

Однако недобросовестные комментаторы, «зацикливаясь» только на цитатках из рукописей 1844 года (напомним, что Марксу тогда было 26 лет, и его кругозор на тот момент ограничивался политэкономией Милля), оставляют за кадром дальнейшие наработки зрелых классиков. Какой материал при таком тенденциозном цитировании остаётся за бортом, можно представить из следующего итогового обзора основных моментов отчуждения в капиталистическом обществе, присутствующих в рукописном наследии классиков:

3

1) Отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «отчуждённость содержания труда по отношению к самому рабочему» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440).

2) Отчуждение условий труда от самого труда: «Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,… общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила» (там же, ч. 2, с. 346–47).

Социальная конъюнктура того этапа НТР и развития организационных форм в индустрии, современником которого был Маркс, заставляет его сделать вывод, что рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это проявлялось в отчуждении рабочего также и от науки: «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила» (там же, т. 47, с. 555).

3) Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего: «созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним» (там же, т. 26, ч. 3, с. 268).

4) Отчуждённость от трудящихся социальных институтов и предписываемых ими норм. Так, в буржуазном государстве общий интерес «принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных — интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности» (там же, т. 3, с. 32). При этом по мере развития эксплуататорского государства углубляется его отчуждение от действительных индивидов, а социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу.

5) Отчуждение идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует у граждан такой уровень притязаний, желаний и ожиданий, который не соответствует реальным возможностям общества и его экономики. Психологическое воздействие на потребителей искусственно раскручивает спрос и заставляет переходить от обычной безрисковой схемы (сначала накопить, а потом приобрести) к влезанию в неоплатные долги по кредитам.

Фальшивыми оказываются и идеологические ценности свободы предпринимательства, провозглашаемые буржуазным обществом: число «вакансий предпринимателей и торговцев» строго ограничено уровнем развития производительных сил и ёмкостью рынка.

4

Из монографии проф. И.Миговича «Марксистско-ленинское учение и современность» (К., 2015)


«Неомарксизм» обычно противопоставляет молодого К. Маркса зрелому Марксу, автору «Капитала». Излюбленные философские категории этого течения – отчуждение и овеществление, которым придается апокалиптическая всеобщность. Его теоретики отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя её содержание только к обществу. С позиций, близких к вульгарному социологизму, общеметодологические категории и логика редуцируются ими к исторически и классово обусловленным социально-экономическим явлениям и интересам.

Вся современная наука оценивается «неомарксистами» как воплощение духа капитализма, утонченное орудие эксплуатации в руках господствующих классов и самый глубокий источник подавления человека. Таков, согласно концепции франкфуртской школы, исторический результат усиленного внедрения инструментальной рациональности науки, преуспевшей в установлении господства человека над природой, во все сферы социальной и культурной жизни. Вследствие этого первоначально освободительные импульсы научного сознания превратились во всепроникающую идеологию господства человека над человеком.

Обычно «неомарксизм» обвиняет «советский марксизм» в ревизионизме, вульгаризирует практическую революционную направленность советской общественной науки, склонен к отрицанию всякого объективного, не зависящего от классового интереса, содержания знания. Либерально-позитивистскому объективизму и неокантианской «свободе от ценностей» «неомарксизм» противопоставляет волюнтаристский «активизм» – не познание, но преобразование социального объекта. Крайний исторический релятивизм и субъективизм социальной философии «неомарксизма» закономерно ведут к волюнтаристским и утопическим политическим выводам.

«Неомарксизм» претендовал на роль универсального «критического сознания» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы ложного и превращенного сознания. Но на деле он оказался теоретическим обоснованием противостояния реальному социализму культурного нигилизма, политического экстремизма и анархизма (в частности, в движении «новых левых»), хотя Адорно, Хоркхаймер и Хабермас отмежевались от леворадикальных выступлений последнего.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » Отчуждение от марксизма через отчуждение «по Марксу»


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC