Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Бирюч коммунистов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » «Государственный социализм»: критика бурж.-реформ. и оппорт. концепций


«Государственный социализм»: критика бурж.-реформ. и оппорт. концепций

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

Тема открывается как необходимое ответвление от темы, посвящённой социализму как таковому.

Иногда в ходе полемики возникает необходимость провести "инвентаризацию" воззрений на социализм. Иногда кто-либо хочет "подправить" какие-то моменты в связанных с этим категориях, в их устоявшихся определениях. Как показывает практика дискуссий в интернете, едва ли не наибольшая степень недопонимания и откровенных извращений здесь связана с понятием "Государственный социализм". Кто-то по ходу "перестройки", в ревизионистском порядке "вбросил" этот термин в оборот с одновременной подменой тезиса. Этой диверсией в наши знания был внесён хаос, а в умы — смятение.

Клин выбивают клином; а ревизионизм — ревизией в смысле "аудиторской проверки" наших прошлых марксистских знаний. Это не стыдно — память не совершенна, и что-то может и забываться. На этом играют наши противники. Изнутри это ревизионисты, извне — миссионеры от социал-демократов и других буржуазных социалистов.  Главная методическая задача "инвентаризации" по теме "государственный социализм" — выяснить самим для себя, "от какого наследства мы отказываемся".

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
http://i9.pixs.ru/storage/8/5/1/lenin156x1_9862602_15821851.jpg

Государственный социализм (нем. Staatssozialismus)

     БСЭ (3 изд.): «буржуазно-реформистская и оппортунистическая концепция, в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения» (автор статьи Е.Г.Панфилов).

     Википедия: «в истории экономических учений и политологии — классификационная группа, в которую относятся теории перехода к социализму осуществляемого путём частных реформ, активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, огосударствления средств производства и т.п., не предполагая изменения основ реформируемого строя».

Отредактировано марксист (08.02.2015 21:58:56)

3

http://i9.pixs.ru/storage/8/5/1/lenin156x1_9862602_15821851.jpg

«Государственный социализм»


БСЭ; см. ниже список литературы.

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ» — буржуазно-реформистская и оппортунистическая концепция, в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. В понятии «государственного социализма», по характеристике Ф.Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистического смысла1; оно возникло как результат буржуазной фальсификации, называвшей «социализмом» любые попытки государства ограничить свободную конкуренцию, и, с другой стороны, как плод мелкобуржуазных иллюзий утопических социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов «введения» социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф.Энгельс указывал на систему государственной колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голландским правительством на Яве2.

В истории социальной мысли концепция «государственного социализма» выдвигалась Л.Бланом (Франция), К.Родбертусом-Ягецовом, Ф.Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а буржуазное государство. Взгляды, согласно которым всякое огосударствление средств производства, усиление экономической роли буржуазного государства уже есть отрицание капитализма, его «социалистическая трансформация», были затем систематизированы апологетами прусского буржуазно-юнкерского государства в катедер-социализме (см. по нашей ссылке — марксист).

В период действия исключительного закона против социалистов в Германии в конце XIX в. «государственный социализм» был единственной формой «социализма», дозволенной прусским правительством и даже поощрявшейся им. В 1877–1882 гг. издавался еженедельник «Государственный социалист». «Государственный социализм» прусского правительства явился «всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег — с другой, а его косвенная цель — превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих»3.

К.Маркс и Ф.Энгельс вскрыли буржуазно-реформистскую сущность идей «государственного социализма», охарактеризовали имевшие место в германской социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как «одну из детских болезней пролетарского социализма»4.

В.И.Ленин показал новую роль концепций «государственного социализма» в империалистическую эпоху как орудия апологетики монополистического и государственно-монополистического капитализма5.

Понятие «государственного социализма» используется теоретиками «демократического социализма» для подкрашивания «социалистической» фразеологией государственно-монополистического регулирования современного капиталистического производства.

«Левой» разновидностью «государственного социализма» выступает «военно-казарменный» социализм, в основе которого лежит мелкобуржуазная иллюзия, будто единственный источник социалистической организации труда — власть, исполнение команд «сверху».

Противники научного социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем «государственного социализма», предполагающего бюрократическую организацию производства по полувоенному образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила государственной власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В.И.Ленин подчеркнул, что «социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»6.

Опыт развития социалистического общества показал, что социализм предполагает демократическую организацию государства, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией.


1 Cм.: К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 140.
2 Там же, т. 36, с. 78–79, 96–97).
3 Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140.
4 Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184.
5 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 68.
6 Там же, т. 35, с. 57.

Отредактировано марксист (09.02.2015 06:03:36)

4

http://i9.pixs.ru/storage/8/5/1/lenin156x1_9862602_15821851.jpg

Катедер-социализм


БСЭ; см. ниже список литературы.

КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ — (нем. Kathedersozialismus, от Katheder — кафедра), разновидность буржуазного социализма. Возник в Германии в 60–70 гг. XIX в. в качестве реакции представителей официальных немецкой буржуазной науки (главным образом политической экономии) на рост социалистической сознательности рабочего класса. В 1872 они объединились в Союз социальной политики с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства государства в экономические и социальные отношения якобы для введения «социализма» сверху.

Идейные истоки катедер-социализма — в концепции «социальной монархии» Л.Штейна (Германия — см. «Государственный социализм»). Катедер-социализм был «естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и политической растерянности тамошней буржуазии»1. Катедер-социалисты (Г.Шмоллер, Л.Брентано, А.Вагнер, Г.Геркнер, А.Шеффле) выступили апологетами государственного капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское государство «народным государством», чиновничество и монархическую власть «единственной борьбе», способными обеспечить улучшение положения трудящихся, «справедливое распределение капитала», доказывали возможность социального решения рабочего вопроса путем полицейской регламентации труда, возрождения обычаев средневековых цехов и пр.

Толкование катедер-социалистами ряда положений марксистской политической экономии в духе буржуазного либерализма подготовило почву для ревизионизма в немецкой социал-демократии.

К.Маркс и Ф.Энгельс подвергли критике катедер-социализм, капитулянтство перед ним оппортунистов.

В.И.Ленин вскрыл связь катедер-социализма, «легального марксизма» в России и международного ревизионизма.

В конце XIX — начале XX вв. влияние катедер-социализма значительно упало. Некоторые его идеи позднее были восприняты идеологами реформизма, политической реакции. В 1948 в ФРГ воссоздан Союз социальной политики (с 1956 — Общество по экономическим и социальным наукам).


1 Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 479.

Отредактировано марксист (08.02.2015 22:44:33)

5

http://i9.pixs.ru/storage/8/5/1/lenin156x1_9862602_15821851.jpg

«Демократический социализм»


БСЭ; см. ниже список литературы.

«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ» — реформистская теория, согласно которой социализм в современную эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократическое» течение на базе «примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике социалистического, коммунистического строительства, революционной борьбе рабочего класса стал «ветвью, оторвавшейся от социализма».

По своему классовому содержанию «демократический социализм» выступает как последовательное выражение антикоммунистических тенденций правого оппортунизма и ревизионизма, как логическое развитие идейных основ правой социал-демократии, порвавшей с традиционными социалистическими программами рабочего движения.

Понятие «демократический социализм» употреблялось уже в реформистской литературе конца XIX в. Им обозначалось одно из направлений «государственного социализма» (см. по нашей ссылке — марксист), отдававшее предпочтение буржуазно-демократическому государству по сравнению с монархическим. С начала XX в. правые лидеры социал-демократии выдвигают понимание социализма, противопоставляемое коммунизму.

«Демократический социализм» выступает против диктатуры пролетариата, изображаемой в виде авторитарного государственного коммунизма, попирающего свободу личности, нивелирующего её потребности и способности. Представители «демократического социализма» проводят ревизию марксистско-ленинских взглядов на капиталистическое общество. Новые явления в развитии государственно-монополистического капитализма после 2-й мировой войны 1939–45 гг., особенно обусловленные научно-технической революцией, истолковывались как свидетельство «трансформации» капитализма.

К 1950-м гг. оформилась современная доктрина «демократического социализма», провозглашающая так называемое «чистое» социалистическое общество, в котором отсутствуют общественная собственность на средства производства, власть трудящихся при руководящей роли рабочего класса и его политического авангарда, марксистско-ленинская идеология.

По мысли теоретиков «демократического социализма» [Б.Каутский (Австрия), X.Гейтскелл, Дж.Коул, А.Кросленд, Г.Ласки, Г.Моррисон, Дж.Стрейчи, М.Филлипс (Великобритания), Н.Томас (США), Ф.Штернберг (ФРГ) и др.], социализм, толкуемый как социально-нравственный идеал, применяемый во всех сферах общественной и личной жизни, складывается как результат реформистских мер, призванных в каждый данный момент обеспечить «всё более полную классовую гармонию», «максимально возможное всеобщее благоденствие», «наиболее справедливое распределение национального дохода» и содействовать тем самым «социализации хозяйства» на базе и в рамках буржуазного строя.

Вместо общественной, государственной собственности на средства производства в качестве адекватного базиса «демократического социализма» постулируется государственный контроль (частичное и косвенное регулирование экономического развития путём программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) над «смешанной экономикой», предполагающей наряду с государственно-капиталистическими предприятиями сохранение частнохозяйственного капитализма и конкуренции при господстве монополий.

Согласно доктрине «демократического социализма», контроль буржуазного государства над экономикой представляет социалистическую меру при соответствующей «демократической процедуре» этого контроля; выработка её ставится в зависимость даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько прежде всего от «этического обновления», достижения «общего согласия» о проведении реформ, при сохранении различий в мировоззрении, терпимости ко всем (исключая коммунизм) взглядам.

Во Франкфуртской декларации (июль 1951) Социалистический интернационал, порвав уже не только по существу, но и формально с марксизмом, провозгласил «демократический социализм» своей официальной доктриной, призванной дать единственно возможное решение социальных проблем для стран, прежде всего с высокоразвитой экономикой. В качестве задачи на 70-е гг. партии Социнтерна выдвинули достижение «социальной демократии». Идеи «демократического социализма» широко используются для защиты капитализма в странах монополистического капитала, для нападок на практику социалистического строительства, для маскировки попыток реставрировать капитализм в социалистических странах.

Термин «демократический социализм» — ненаучен, поскольку он предполагает в качестве надстройки социализма систему буржуазной демократии и, с другой стороны, допускает возможность недемократического устройства при социализме. На деле же построение социализма возможно лишь в условиях диктатуры пролетариата и социалистической демократии, составляющей неотъемлемый его признак и необходимый фактор реализации его принципов.

Отредактировано марксист (08.02.2015 23:17:19)

6

http://i9.pixs.ru/storage/8/5/1/lenin156x1_9862602_15821851.jpg

«Казарменный социализм»


Источники: БСЭ (статья «государственный социализм»), другие авторитетные публикации советских учёных

БСЭ определяет «военно-казарменный» социализм как «левую» разновидность «государственного социализма», в основе которой

«лежит мелкобуржуазная иллюзия, будто единственный источник социалистической организации труда — власть, исполнение команд «сверху». Противники научного социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем «государственного социализма», предполагающего бюрократическую организацию производства по полувоенному образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила государственной власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В.И.Ленин подчеркнул, что «социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»1. Опыт развития социалистического общества показал, что социализм предполагает демократическую организацию государства, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией»2.

В этом определении словосочетание «(военно)-казарменный» социализм раскрывается как ярлык антикоммунистической пропаганды, как форма клеветы на социализм в СССР и других социалистических странах.

За последние два-три десятилетия клеветническая концепция «военно-казарменного» социализма фактически оказалась вписанной в более масштабную, по своей сути лживую концепцию «тоталитарного государства» в терминологии западных (а теперь и отечественных) либералов и антикоммунистов. В грубом приближении, «казарменный социализм» и «тоталитарное государство» выступают здесь как синонимы.

Одновременно с этим зародилось и стало набирать силы ещё одно антикоммунистическое направление. Относительно «тоталитаристов» оно пристыковано к «казарменному социализму», так сказать, с противоположной стороны. Это — современные троцкистские концепции возрождения средств и методов «военного коммунизма» в случае повторной социалистической революции. Игнорируя исторический опыт и последующее осуждение перегибов первых послереволюционных лет В.И.Лениным, новое поколение антикоммунистов, замаскированных призывами к «обновлению» социализма, призывают повторить едва ли не все эти перегибы.

Одни из них бесшабашно призывают к почти что немедленному «упразднению ТДО» после революции; другие — к уравнительному распределению и т.п. Каждый из этих безответственных фантазёров, осознавая шаткость своих основ, манипулирует понятием диктатуры пролетариата, извращённо сужая его до силовых мер принуждения к исполнению заведомо неадекватных действий в практической экономике. Это направление наносит существенный ущерб делу пропаганды марксизма-ленинизма, выставляя якобы будущее социалистической государства в самом неприглядном свете т.н. «казарменного социализма».


1 См. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд. т. 35, с. 57.
2 Ср. выше «Государственный социализм».

Отредактировано марксист (09.02.2015 06:02:43)

7

http://i9.pixs.ru/storage/8/5/1/lenin156x1_9862602_15821851.jpg

«Социализм с человеческим лицом»


чеш.:Socialismus s lidskou tváří

«Социализм с человеческим лицом» (по-чешски это звучит Socialismus s lidskou tváří, "социалисмус с лидскоу тваржи") — название, закрепившееся сначала за экономико-социальной концепцией т.н. «Пражской весны» 1968 года, а впоследствии распространившееся на все аналогичные концепции, в которых делается попытка соединить социалистическую доктрину с элементами т.н. «демократического социализма».

Впервые мир услышал эту фразу 18 июля 1968 года, когда во время выступления по чехословацкому телевидению Александр Дубчек (на тот момент — Первый секретарь ЦК КПЧ) призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил своё человеческое лицо»1.

Обобщающая оценка итогов т.н. «Пражской весны», как контрреволюционного выступления, была вынесена в декабре 1970 года на обсуждение Пленума ЦК КПЧ. По итогам дискуссий его участники приняли программный документ, известный в ИМРД как «Уроки кризисного развития в партии и обществе после XIII съезда КПЧ» («Poučení z krizového vývoje ve straně a společnosti po XIII Sjezdu KSČ».

Современный автор пишет:

Антикоммунистические диверсии под флагом ревизионизма осуществляются без динамита. Организаторы подрывных операций по программам «тихой», «ползучей» и тому подобной контрреволюции не прочь порассуждать об их «бескровном» характере, «гуманном социализме с человеческим лицом».

Уроки кризисного развития в Чехословакии в 1968 г. неопровержимо свидетельствуют о том, что подобные рассуждения есть не что иное, как усыпляющие бдительность уловки и маневры контрреволюционной буржуазии, крадущейся к власти.

В последнее время международной общественности стали широко известны факты планомерной подготовки империалистической реакцией в альянсе с ревизионизмом «пражской весны». Враги социализма готовили чехословацким коммунистам «варфоломеевскую ночь». Вожаки контрреволюционных групп призывали: «Пусть прольется чья-то кровь», «Пора открывать концлагеря для принципиальных коммунистов». Старый империалистический агент профессор Вацлав Черны зловеще предрекал: «Скоро дело дойдет и до фонарей».

Погромщики, окопавшиеся в «клубе-231», в выражениях, вызывающих отвращение своим гнусным цинизмом, вырабатывали регламент своих будущих действий: «Выдирать коммунистам обе ноги, а сочувствующим одну». В то же время, когда контрреволюция вынашивала планы «кровавой бани», империалистические подрывные радиостанции придвинули к западным границам ЧССР [множество] передвижных передатчиков и обрушили на чехословацкий народ и мировую общественность массированную лавину дезинформации.

Это была крупномасштабная идеологическая диверсия империализма, в которую, как по команде, включились все средства массовой информации крупнейших капиталистических государств2.


1 См. Википедия, «Социализм с человеческим лицом».
2 Keiserov: Отпор пропаганде. Подрыв идеологии. Диверсии по-тихому.

Отредактировано марксист (09.02.2015 06:01:25)

8

http://i9.pixs.ru/storage/4/9/0/crococritg_2501677_16009490.gif

«Обновлённый социализм» Зюганова


Источник: .

2. В очередной раз в этом, эпохальном по их мнению, документе руководители КПРФ, забывшие о том, что по известному ленинскому определению нынешняя эпоха – это эпоха пролетарских революций и диктатуры пролетариата, по сути дела признают, что в главном политическом вопросе – вопросе о власти, они придерживаются ревизионистской хрущёвско-горбачевской позиции, отрицающей главное положение марксизма о необходимости диктатуры пролетариата и проповедующей некое народовластие, украшаемое или маскируемое различными характеристиками и красивыми эпитетами, типа: механизм реализации воли большинства, выражение народного волеизъявления, правительство народного доверия и так далее.

На деле – это антиленинская позиция. Достаточно обратиться к высказываниям самого Ленина по вопросу о государственной власти:

«Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов», от коммунизма». Все предельно ясно. Более того, Ленин утверждал, что «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».

11. В качестве стратегической цели в проекте отчета не просто неоднократно в разных разделах на первый план выдвигается и  варьируется задача участия в выборах: борьба за честные выборы, за победу на выборах, за создание правительства народного доверия после победы на выборах, но и излагаются как бы программные положения КПРФ, которые она осуществит в случае победы. Знакомые и в принципе хорошие сами по себе положения и пожелания:

1. Мы осуществим национализацию ключевых отраслей промышленности. Таков самый принципиальный пункт нашей программы… И далее следует известный набор пожеланий и предложений.

Мы–то не против, чтобы осуществили, но кто ж вам даст? – Спросим мы.

А пусть за нас проголосуют! Отвечают товарищи из КПРФ.

Вот это «Пусть за нас проголосуют!» и есть главное положение программы КПРФ.

Следует напомнить, что  Правительство народного доверия с участием КПРФ уже было в 1998г, когда оно помогло удержать ситуацию Ельцину, о чем Зюганов не стесняется повторять сегодня.  Все свои силы лучшие умы КПРФ тратят на разработку рецептов лечения капиталистической экономики, которые они предлагают сегодняшнему правительству и обещают применить сами после победы на выборах. Называют это обновленным социализмом.

Источник - Соглашательская политика — соглашательский отчёт: о проекте политического отчёта ЦК КПРФ XV Съезду. Идеологическая комиссия ЦК РКРП-КПСС, 12 февраля 2013 г.

Отредактировано марксист (09.02.2015 06:00:39)

9

...

Отредактировано марксист (10.02.2015 03:20:34)

10

ЛИТЕРАТУРАПервоисточники к вышеприведённым статьям БСЭ

«Государственный социализм»
1. Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19.
2. Энгельс Ф., Социализм г-на Бисмарка, там же, с. 176–84.
3. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288–95;
4. Энгельс Ф., [Письмо] Э. Бернштейну, 12 марта 1881, там же, т. 35;
5. Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же;
6. Энгельс Ф., [Письмо] Э. Бернштейну, 22 авг. 1884, там же, т. 36;
7. Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38;
8. Ленин В.И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31;
9. Ленин В.И., Государство и революция, там же, т. 33;
10. Плеханов Г.В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.–П., 1923;
11. Блан Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926;
12. Лассаль Ф., Гласный ответ Центральному Комитету, учрежденному для созыва общегерманского Рабочего Конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М., 1925.

Катедер-социализм

1. Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера… — Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19.
2. Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, там же, т. 22.
3. Ленин В.И., Аграрный вопрос и «критики Маркса», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5.
4. Ленин В.И., Против бойкота, там же, т. 16.
5. Ленин В.И., Анкета об организациях крупного капитала, там же, т. 21.
6. Völkerling F. Der deutsche Katheder-Sozialismus. — B., 1959.

«Демократический социализм»

1. Ленин В.И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27.
2. Ленин В.И., Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34.
3. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961.
4. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий (Сборник материалов), Прага, 1969.
5. Шарки Л.Л., Социализм в Австралии. Точка зрения коммунистов на «демократический социализм», пер. с англ., М., 1958.
6. Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских экономических теорий, М., 1960.
7. Идеология современного реформизма, М., 1970.
8. Коул Д.Д.Г., Капитализм в современном мире, пер. с англ., М., 1958.
9. Берне Э., Теория и практика правых лейбористов, пер. с англ., М., 1962.
10. Thomas N., Democratic socialism, N.Y., 1953.
11. Strachey J., Contemporary capitalism, L., 1956.
12. Crosland С.A.R., The future of socialism, L., 1957.
13. Sozialdemokratie in Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966.

Отредактировано марксист (08.02.2015 23:21:48)


Вы здесь » Бирюч коммунистов » Теория » «Государственный социализм»: критика бурж.-реформ. и оппорт. концепций


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC